Как пробудить интерес
Посетив семинар для учителей математики, который проводил преподаватель школы с одаренными детьми «Интеллект» Д. Шноль, и познакомившись с его статьей в газете «Математика» (№ 12/2007), пришла к выводу, что одним из методических приемов развития интереса к математике является правильная постановка вопроса. Готовые утверждения мало развивают творчество. А когда готовых утверждений нет, голова начинает работать по-другому. А всего-то надо сформулировать вопрос иначе, чем привыкли ученики.
Решила попробовать эту методику в 5-м классе. Эффект был потрясающим: глаза учащихся горели интересом, а мы незаметно для них самих повторили основной теоретический материал. Вот этот урок.
Тема «Деление с остатком»
Цель урока : повторить теорию по данной теме в ходе решения различных заданий; повысить мотивацию к обучению; развивать вычислительные навыки.
Оборудование : на доске изображен стебель цветка, а на лепестках из бумаги написаны задания.
Ход урока
Обсуждение проблем
На доске записан пример на деление с остатком:
32 : 6 = 5 (ост. 2).
Учитель. Посмотрите на запись, сделанную на доске. Что вы хотели бы спросить или узнать, глядя на эту запись?
(Учитель записывает вопросы учеников, чтобы потом обсудить ответы на них.)
Вопросы учащихся
— Что это?
— Почему появилась эта запись?
— Зачем она сделана?
— Что означает число 6?
— Назовите делимое.
— Как найти делимое в таком примере?
— Каким может быть остаток?
— Всегда ли делитель меньше неполного частного?
— Всегда ли выполняется деление с остатком? и др.
Затем учитель слушает ответы учеников, корректирует их.
Повторение
На каждом лепестке цветка записаны два задания. Шестеро учащихся по очереди выходят к доске, берут задания, выполняют вычисления на доске; остальные учащиеся работают в тетрадях.
Примеры заданий
1.
а) Как найти неизвестное делимое при делении с
остатком?
б) Найдите неполное частное и остаток: 1732 : 41.
2.
а) Как найти неизвестный делитель при делении с
остатком?
б) Вычислите: 18 291 000 : 273.
3.
а) Чему равно a : 1? a : a? 0 : a?
б) Выполните действие: 782 : 26.
4.
а) Как называются числа при делении с остатком?
б) Выразите делимое через неполное частное, делитель и
остаток: 406 : 16.
5.
а) Как найти делимое по неполному частному, делителю и
остатку?
б) Выразите делимое через неполное частное, делитель и
остаток: 810 : 25.
6.
а) Назовите компоненты при делении с остатком.
б) Найдите частное чисел 18 252 : 36.
Закрепление
1. За полните таблицу:
Делимое |
Делитель |
Неполное частное |
Остаток |
647 |
81 |
|
|
397 |
|
10 |
|
|
84 |
25 |
11 |
2. Придумайте число, при делении которого на 15 получается остаток 5.
(Учащиеся сначала придумали числа, а потом, увидев закономерность, сформулировали способ нахождения числа.)
152 + 5; 153 + 5; 154 + 5 и т.д.
Статья опубликована при поддержке компании "Академия окон". "Академия окон" предлагает Вам современные евроокна и двери из дерева, дерево-алюминия и пвх, деревянные окна со стеклопакетами, зимние сады. Собственное производство и установка оконных конструкций, высокотехнологическое оборудование, контроль всех этапов изготовления продукции, нестандартные формы, гарантия 5 лет. Посмотреть подробную информацию о компании, контакты, услуги и цены Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://academokna.ru/.
Подведение итогов
Придумайте задачу, используя равенство: 282 = 2810 + 2.
Вот задачи, придуманные моими учениками.
1. В соревнованиях участвовали 28 команд по 10 человек в каждой, а на скамейке запасных осталось 2 человека. Сколько всего человек было на соревнованиях?
2. В каждый из 28 дней Тарзан приносил по 10 фруктов. Известно, что всего было принесено 282 фрукта. К акой остаток фруктов принесла Джейн?
Задание на дом: § 13, № 553, 554, 556(2).