Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №7/2009

Как пробудить интерес

Посетив семинар для учителей математики, который проводил преподаватель школы с одаренными детьми «Интеллект» Д. Шноль, и познакомившись с его статьей в газете «Математика» (№ 12/2007), пришла к выводу, что одним из методических приемов развития интереса к математике является правильная постановка вопроса. Готовые утверждения мало развивают творчество. А когда готовых утверждений нет, голова начинает работать по-другому. А всего-то надо сформулировать вопрос иначе, чем привыкли ученики.

Решила попробовать эту методику в 5-м классе. Эффект был потрясающим: глаза учащихся горели интересом, а мы незаметно для них самих повторили основной теоретический материал. Вот этот урок.

Тема «Деление с остатком»

Цель урока : повторить теорию по данной теме в ходе решения различных заданий; повысить мотивацию к обучению; развивать вычислительные навыки.

Оборудование : на доске изображен стебель цветка, а на лепестках из бумаги написаны задания.

Ход урока

Обсуждение проблем

На доске записан пример на деление с остатком:

32 : 6 = 5 (ост. 2).

Учитель. Посмотрите на запись, сделанную на доске. Что вы хотели бы спросить или узнать, глядя на эту запись?

(Учитель записывает вопросы учеников, чтобы потом обсудить ответы на них.)

Вопросы учащихся

— Что это?
— Почему появилась эта запись?
— Зачем она сделана?
— Что означает число 6?
— Назовите делимое.
— Как найти делимое в таком примере?
— Каким может быть остаток?
— Всегда ли делитель меньше неполного частного?
— Всегда ли выполняется деление с остатком? и др.

Затем учитель слушает ответы учеников, корректирует их.

Повторение

На каждом лепестке цветка записаны два задания. Шестеро учащихся по очереди выходят к доске, берут задания, выполняют вычисления на доске; остальные учащиеся работают в тетрадях.

Примеры заданий

1.

а) Как найти неизвестное делимое при делении с остатком?
б) Найдите неполное частное и остаток: 1732 : 41.

2.

а) Как найти неизвестный делитель при делении с остатком?
б) Вычислите: 18 291 000 : 273.

3.

а) Чему равно a : 1? a : a? 0 : a?
б) Выполните действие: 782 : 26.

4. 

а) Как называются числа при делении с остатком?
б) Выразите делимое через неполное частное, делитель и остаток: 406 : 16.

5.

а) Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?
б) Выразите делимое через неполное частное, делитель и остаток: 810 : 25.

6.

а) Назовите компоненты при делении с остатком.
б) Найдите частное чисел 18 252 : 36.

Закрепление

1. За полните таблицу:

Делимое

Делитель

Неполное частное

Остаток

647

81

 

 

397

 

10

 

 

84

25

11

2.  Придумайте число, при делении которого на 15 получается остаток 5.

(Учащиеся сначала придумали числа, а потом, увидев закономерность, сформулировали способ нахождения числа.)

152 + 5; 153 + 5; 154 + 5 и т.д.

Статья опубликована при поддержке компании "Академия окон". "Академия окон" предлагает Вам современные евроокна и двери из дерева, дерево-алюминия и пвх, деревянные окна со стеклопакетами, зимние сады. Собственное производство и установка оконных конструкций, высокотехнологическое оборудование, контроль всех этапов изготовления продукции, нестандартные формы, гарантия 5 лет. Посмотреть подробную информацию о компании, контакты, услуги и цены Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://academokna.ru/.

Подведение итогов

Придумайте задачу, используя равенство: 282 = 2810 + 2.

Вот задачи, придуманные моими учениками.

1.  В соревнованиях участвовали 28 команд по 10 человек в каждой, а на скамейке запасных осталось 2 человека. Сколько всего человек было на соревнованиях?

2.  В каждый из 28 дней Тарзан приносил по 10 фруктов. Известно, что всего было принесено 282 фрукта. К акой остаток фруктов принесла Джейн?

Задание на дом: § 13, № 553, 554, 556(2).

Авилова Е.