Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №8/2009

Краткая информация о результатах международного исследования TIMSS-2007

Использованы материалы сайта Центра оценки качества образования ИСМО РАО: www.centeroko.ru

Российские школьники еще раз подтвердили, что результаты их выполнения международных тестов TIMSS превышают средние международные показатели

По качеству математического и естественнонаучного образования российские школьники 4-х и 8-х классов находятся среди 10 стран из 59, продемонстрировавших наилучшие результаты, уступая только группе лидирующих стран.

Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (TIMSS — Trends in Mathematics and Science Study) является одним из самых представительных исследований по средней школе, в нем приняли участие 425 000 учащихся из 59 стран. Россию в исследовании представляли учащиеся из 58 регионов страны: 4464 выпускников начальной школы из 206 образовательных учреждений и 4472 учащихся 8-х классов из 210 общеобразовательных учреждений.

Для России исследование TIMSS является первым мониторинговым исследованием в области общего образования, которое позволяет проследить тенденции развития математического и естественнонаучного общего образования с 1995 г. в соответствии с международными приоритетами в образовании.

Статья опубликована при поддержке "Московской строительной компании". Покупка квартиры под материнский капитал - оставьте заявку на сайте прямо сейчас и выбирайте квартиру! Жилые комплексы в Ростове-на-Дону и Краснодаре. Гарантия лучшей цены. Перейдите на сайт msk-development.ru для просмотра всех ЖК, фотографий, адресов, цен и подробной информации о строительстве и покупке квартир в новостройках.

Общие результаты

В 2007 году результаты российских школьников превысили средние международные показатели:

  • по математике: 4-й класс — 544 балла, 6 место в рейтинге среди 36 стран; 8-й класс — 512 баллов, 8 место среди 49 стран;
  • по естествознанию: 4-й класс — 549 баллов, 5 место среди 36 стран; 8-й класс — 530 баллов, 10 место среди 49 стран.

Значительно опередили российских учащихся начальной школы по математике учащиеся четырех стран: Гонконга, Сингапура, Тайваня и Японии, а учащихся основной школы  — учащиеся пяти стран (четыре перечисленные выше и Республика Корея). По сравнению с большинством стран, участвовавших в исследовании TIMSS в 2007 году, результаты российских учащихся значительно выше как по математике (27 стран — 4-й класс и 38 стран — 8-й класс), так и по естествознанию (25 стран — 4-й класс и 39 стран — 8-й класс).

Результаты стран представлены в таблицах 1–2 (см. с. 3—4).

Тенденции

По сравнению с предыдущими этапами исследования TIMSS результаты российских восьмиклассников в 2007 году:

по математике статистически не отличаются от результатов 1995-го и 2003 годов (524 и 508 баллов соответственно);

по естествознанию стали статистически значимо выше, чем в 2003 году; по сравнению с 1995 годом также отмечается повышение результатов, но оно статистически незначимо. Таким образом, в результатах российских учащихся основной школы по естествознанию наметилась позитивная тенденция.

Результаты российских выпускников начальной школы по математике практически не изменились, а по естествознанию стали значимо выше по сравнению с 2003 годом.

Следует отметить, что в связи с изменением состава стран прямое сравнение рейтинга стран в различные годы затруднено. Целесообразно сравнивать результаты стран по увеличению или уменьшению среднего балла страны по сравнению со средним международным баллом TIMSS, который не зависит от состава стран. Так, результаты российских четвероклассников по математике превышали средний международный балл TIMSS в 2003 году на 32 балла, а в 2007 году — на 44 балла, по естествознанию в 2003 году на 26 баллов, а в 2007 году — на 46 баллов.

Анализ данных, представленных в таблицах 5–6, также показывает изменение положения российских учащихся на международной шкале TIMSS через 4 года при переходе обследуемой совокупности учащихся из начальной школы в основную. Обследуемая совокупность учащихся 4-х классов в 2003 году продемонстрировала результаты по математике, превышающие средний международный балл на 32 балла, а по естествознанию — на 26 баллов. Через 4 года результаты той же обследуемой совокупности учащихся, которая в 2007 году оказалась в 8-м классе, по международной шкале: по математике превысили средний международный балл на 12 баллов, по естествознанию — на 30 баллов. Таким образом, при переходе одной и той же совокупности детей из начальной школы в основную было зафиксировано относительное снижение результатов учащихся по математике (на 20 баллов) и незначительное увеличение результатов по естествознанию (на 4 балла). Данные факты требуют дополнительного анализа.

Уровни образовательных достижений

Среди российских учащихся 4-х классов, принимавших участие в исследовании, 16% учащихся овладели знаниями и умениями самого высокого (продвинутого) уровня (625 баллов и выше) и по математике, и по естествознанию. Результаты стран по уровням образовательных достижений представлены в таблицах 7–8.

Среди российских учащихся 8-х классов овладели продвинутым уровнем подготовки 8% учащихся по математике и 11% — по естествознанию.

Не освоили знания низкого уровня (ниже 400 баллов), то есть освоили только небольшое число отдельных знаний и умений, 5% четвероклассников по математике и 4% — по естествознанию, а также 9% восьмиклассников по математике и 5% — по естествознанию.

Таблица 1

В основной школе процент учащихся, имеющих продвинутый и высокий уровни образовательных достижений, ниже, чем в начальной школе.

Таблица 2

В лидирующих странах процент учащихся 4-х и 8-х классов, достигших продвинутого уровня подготовки, выше, чем в России — 40–45% по математике и 32–36% по естествознанию.

По сравнению с 2003 годом увеличилось число российских учащихся, достигших продвинутого уровня подготовки по математике (с 11 до 16% в 4-м классе и с 6 до 8% в 8-м классе) и по естествознанию (с 11 до 16% в 4-м классе и с 6 до 11% в 8-м классе).

Особенности выполнения международного теста по математике

Программа российской начальной школы обеспечивает выполнение менее половины заданий международных тестов TIMSS-2007, остальные задания составлены на внепрограммном материале. Обязательный минимум содержания российского начального общего образования не содержит ряда вопросов, важность которых для развития учащихся признается на международном уровне.

Учащиеся 4-х классов продемонстрировали достаточно высокие результаты изучения отдельных вопросов арифметики и геометрии. С заданиями программного характера, представленными в традиционной форме, справились от 75 до 96% учащихся. Четвероклассники показали хороший уровень выполнения отдельных заданий, выходящих за рамки программы (от 50 до 80%). Значительная часть этих заданий была представлена в непривычной для четвероклассников текстовой форме, которая часто сопровождалась рисунком, схемой, таблицей, в форме игры с описанием ее правил. Однако почти все дети (кроме 2–6%) приступали к их решению, опираясь на здравый смысл, на знания из окружающего мира. Это говорит об активной познавательной деятельности, высокой информированности и значительном интеллектуальном потенциале выпускников российской начальной школы.

Очевидно, что содержание и результаты международной оценки выпускников российской начальной школы целесообразно учитывать при разработке нового поколения стандарта начального математического образования.

Материалы международного исследования TIMSS 2007 года, как и проводимых ранее исследований, подтверждают целесообразность и возможность включения в содержание математической подготовки учащихся начальной школы ряда вопросов, которые не входят в действующий стандарт начального математического образования или им не уделяется соответствующее внимание (например, доли, числовые и знаковые последовательности; округление и прикидка результатов вычислений; интенсивное развитие пространственных представлений и воображения, практическая работа с геометрическими объектами — конструирование геометрических объектов, изображение, построение).

Особое внимание следует обратить на раздел «Работа с данными», который, в отличие от большинства других стран, не включен в программу российской начальной школы. Достаточно высокие результаты выполнения многих заданий в 2007 году показывают, что этот важный для функционирования в повседневной жизни материал доступен учащимся российской начальной школы. Это подтверждает целесообразность его включения в стандарт второго поколения для выпускников начальной школы, проведя необходимую работу по отбору соответствующего содержания и установлению разумных требований к подготовке учащихся.

Программа российской основной школы обеспечивает учащихся знаниями, необходимыми для выполнения международных тестов в исследовании TIMSS-2007.

В то же время международные тесты не затрагивают всех ключевых вопросов курсов геометрии и алгебры основной школы, изученных учащимися к моменту проведения исследования. Таким образом, результаты исследования TIMSS-2007 не позволяют составить полное представление о геометрической подготовке российских восьмиклассников, хотя позволяют оценить их геометрическую подготовку с точки зрения приоритетов, принятых международными экспертами стран-участниц исследования TIMSS.

Российские восьмиклассники показывают хорошие результаты при выполнении заданий по алгебре и геометрии по вопросам, традиционным для нашей основной школы. В то же время невысоки результаты при выполнении заданий, составленных на материале курса математики 5–6-х классов российской школы. Это связано с тем, что отсутствует преемственность между курсами математики 7–9-х классов и 5–6-х классов, и соответствующие знания не только не развиваются, но и не актуализируются.

Российские восьмиклассники не умеют эффективно применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий по алгебре, связанных с выявлением закономерностей, разрешением проблем, возникающих в реальной ситуации, описанной в условии задачи. Это связано с тем, что обучение решению задач фактически завершается в 5–6-х классах, а в курсе алгебры не поддерживается систематическим повторением, и учащимся не предлагаются задачи практического содержания. Разделяя международные приоритеты, считаем, что при разработке новых стандартов следует учесть указанные недочеты в подготовке учащихся по курсу алгебры основной школы.

Основное отличие российской школы в изучении геометрии от зарубежной школы заключается в том, что зарубежная школа делает акцент на развитие пространственных представлений и воображения учащихся, изучение геометрических свойств окружающего мира, а российская школа — на развитие логического мышления учащихся, умения аргументировать свои суждения и фиксировать их на бумаге. В итоге российские учащиеся явно недостаточно овладевают знаниями и навыками, необходимыми для успешного функционирования в современном мире. Очевидно, что для изменения этого противопоставления необходимо при разработке стандартов нового поколения найти разумный баланс между российскими и международными требованиями к геометрической подготовке выпускников основной школы.

Результаты выполнения заданий, составленных на материале новой для российской школы темы «Вероятность. Статистика», в целом невысокие. Восьмиклассники успешно справляются только с самыми простыми заданиями, хотя программа российской основной школы обеспечивает возможность выполнения подавляющего большинства заданий международных тестов по этой теме. Изучение опыта российской школы по преподаванию темы «Вероятность. Статистика» позволяет высказать обоснованное предположение о том, что учителя, видимо, еще не приобрели опыт преподавания, а учащиеся — опыт применения материала, изученного в рамках этой темы. Скорее всего, это объясняется тем, что обязательное изучение этой темы рекомендовано Министерством образования и науки начиная с 2004 г.

Особенности общеобразовательных учреждений и учебного процесса

Среди факторов, характеризующих особенности образовательных учреждений, следует выделить те, которые тем или иным образом связаны с эффективностью обучения.

Исследование косвенным образом подтвердило улучшение общего экономического состояния российских семей. По данным анкетирования директоров общеобразовательных учреждений, в среднем по России на 10% по сравнению с 2003 годом увеличилось число школ, в которых большинство обучающихся — из экономически благополучных семей.

По сравнению с 2003 годом улучшилась в среднем образовательная среда в российских школах. Значительно выросло число школ, ответы директоров которых свидетельствовали о хорошем уровне материально-технического оснащения кабинетов естественнонаучных предметов (на 32%). Значительно больше учащихся 4-х и 8-х классов чувствуют себя в безопасности в школе (на 11 и 12% соответственно). Отмечено в среднем повышение степени удовлетворенности как директоров, так и учителей своей работой в школе. Наблюдается тенденция: чем выше уровень удовлетворенности учителей своей работой, тем выше средний балл их учащихся.

Для выявления ресурсов повышения эффективности математического и естественнонаучного образования в российской школе был проведен анализ особенностей организации учебного процесса по математике и естественнонаучным предметам в разных странах. Он показал, что, по сравнению с другими странами, российские учителя уделяют довольно много времени контролю знаний учащихся (около 15% времени по естествознанию и около 20% — по математике). Кроме того, значительная часть времени на уроке (до 10–15%) отводится на проверку домашних заданий. Как результат — снижается доля времени, отводимая на организацию различной познавательной деятельности учащихся. Так, в России она не превышает 35% всего учебного времени на уроке, в то время как, например, в англоязычных странах она составляет не менее 45%.

Практически все российские учителя (97%) задают домашнее задание на каждом или почти на каждом уроке. Это значение выше, чем в других странах, и вдвое превышает среднее международное (43%). Для сравнения, в Японии и Республике Корея учителей, часто задающих домашнее задание, менее 5%.

Проведенный первичный анализ данных исследования TIMSS позволил выявить ряд положительных тенденций в системе российского общего образования, а также определил направление дальнейшего совершенствования процесса обучения математике и естественнонаучным предметам.

Результаты международного исследования TIMSS-2007 представлены на сайтах: