Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №8/2009

Как научить применять теорему Виета

Как научить применять теорему Виета

При рассмотрении в школьном курсе темы «Решение квадратных уравнений» многие учителя редко используют метод решения уравнений с помощью формул Виета, останавливаясь только на традиционном методе — с помощью дискриминанта. Причина понятна: не каждый ученик может в течение двух уроков, отведенных по программе на рассмотрение формул Виета, освоить их использование. Причина трудностей в неумении подыскивать корни уравнения.

Предлагаемый ниже тренажер позволяет учителю справиться с этими проблемами. Однако желательно готовить учащихся к работе с формулами Виета с 6-го класса, например рассматривая тему «Делители». Делители чисел рекомендуется выписывать не в обычном порядке — по возрастанию, а в удобном — парами, начиная с делителя 1 и самого числа. Например: d(18): 1; 18; 2; 9; 3; 6.
При таком перечислении ученик не потеряет делители, у него будут формироваться навыки, необходимые для сокращения дробей, а также и для применения в дальнейшем формул Виета.

Вернемся к тренажеру. Он представляет из себя 150 различных уравнений. Первые 100 уравнений, разбитые на четыре блока, необходимы для отработки навыка подбора корней. Последние 50 — можно использовать для проведения самостоятельной работы (количество вариантов определяет учитель).

Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "ГИА онлайн". На сайте Вы сможете подготовиться и оценить свои знания - ОГЭ по математике онлайн, а также по русскому языку, химии, биологии, физике, информатике и другим предметам. Подготовка к экзаменам в 9 классе - советы и рекомендации, все материалы изложены в простой и доступной форме, уроки онлайн. Пройти пробный тест ОГЭ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://gia- online.ru/.

Каждый из четырех блоков начинается с самых популярных уравнений школьного курса, модули корней которых равны 1 и | q |. Например, уравнения № 1, 26, 51, 76 имеют корни, модули которых равны 1 и 2. У следующих за ними уравнений модули корней равны 1 и 3. Именно с пары 1 и | q | необходимо начинать подбор корней. Рассматривая второй, третий и четвертый блоки, ученик уже обращает внимание на знаки корней, самостоятельно определяет необходимые модули.

Обратим внимание, что у некоторых уравнений повторяется число q. Это не случайно. В этих мини-блоках рассматриваются все случаи получения в произведении числа | q |, причем последовательность нахождения пар множителей такая же, как и при перечислении делителей любого числа.

Например: d(12): 1; 12; 2; 6; 3; 4.

Тогда:

корнями уравнения № 12 будут числа 1 и 12;

корнями уравнения № 13 будут числа 2 и 6;

корнями уравнения № 14 будут числа 3 и 4.

Так как большинство приведенных уравнений школьного курса математики имеют целые корни и, следовательно, решаются с помощью формул Виета, описанная методика позволяет выработать у учащихся умение «видеть» корни уравнений и избавить их от многократного повторения алгоритма с использованием дискриминанта.

Уравнения
x
2 + px + q = 0

№ 1–25

№ 26–50

№ 51–75

№ 76–100

Коэффициенты

q > 0

q < 0

p > 0

p < 0

p > 0

p < 0

Корни:

x1x2 = q,
x1 + x2 = –p

одного знака

разных знаков

оба положительны

оба отрицательны

больший по модулю положителен

больший по модулю отрицателен

Тренажер по теме «Теорема Виета»

1.  x2 – 3x + 2 = 0.
2.  x2 – 4x + 3 = 0.
3.  x2 – 5x + 4 = 0.
4.  x2 – 6x + 5 = 0.
5.  x2 – 7x + 6 = 0.
6.  x2 – 5x + 6 = 0.
7.  x2 – 8x + 7 = 0.
8.  x2 – 9x + 8 = 0.
9.  x2 – 6x + 8 = 0.
10.  x2 – 11x + 10 = 0.
11.  x2 – 7x + 10 = 0.
12.  x2 – 13x + 12 = 0.
13.  x2 – 8x + 12 = 0.
14.  x2 – 7x + 12 = 0.
15.  x2 – 25x + 24 = 0.
16.  x2 – 14x + 24 = 0.
17.  x2 – 11x + 24 = 0.
18.  x2 – 10x + 24 = 0.
19.  x2 – 13x + 36 = 0.
20.  x2 – 16x + 48 = 0.
21.  x2 – 17x + 52 = 0.
22.  x2 – 27x + 72 = 0.
23.  x2 – 17x + 60 = 0.
24.  x2 – 13x + 42 = 0.
25.  x2 – 11x + 28 = 0.
51.  x2x – 2 = 0.
52.  x2 – 2x – 3 = 0.
53.  x2 – 3x – 4 = 0.
54.  x2 – 4x – 5 = 0.
55.  x2 – 5x – 6 = 0.
56.  x2x – 6 = 0.
57.  x2 – 7x – 8 = 0.
58.  x2 – 2x – 8 = 0.
59.  x2 – 9x – 10 = 0.
60.  x2 – 3x – 10 = 0.
61.  x2x – 30 = 0.
62.  x2 – 26x – 27 = 0.
63.  x2 – 6x – 27 = 0.
64.  x2 – 35x – 36 = 0.
65.  x2 – 16x – 36 = 0.
66.  x2 – 9x – 36 = 0.
67.  x2 – 5x – 36 = 0.
68.  x2 – 39x – 40 = 0.
69.  x2 – 18x – 40 = 0.
70.  x2 – 6x – 40 = 0.
71.  x2 – 3x – 40 = 0.
72.  x2 – 11x – 26 = 0.
73.  x2 – 3x – 54 = 0.
74.  x2 – 12x – 64 = 0.
75.  x2 – 2x – 80 = 0.
101.  x2 – 12x + 11 = 0.
102.  x2 + 14x + 13 = 0.
103.  x2 – 5x – 14 = 0.
104.  x2 + 9x – 22 = 0.
105.  x2 – 14x + 33 = 0.
106.  x2 – 3x – 70 = 0.
107.  x2 + 22x + 40 = 0.
108.  x2 – 20x + 51 = 0.
109.  x2 + 27x + 50 = 0.
110.  x2x – 72 = 0.
111.  x2 + x – 12 = 0.
112.  x2 – 12x + 27 = 0.
113.  x2 + 15x + 44 = 0.
114.  x2 – 6x – 72 = 0.
115.  x2 + 11x – 80 = 0.
116.  x2 – 12x + 20 = 0.
117.  x2 + 20x + 19 = 0.
118.  x2 – 9x – 70 = 0.
119.  x2 + 21x – 46 = 0.
120.  x2 – 46x + 88 = 0.
121.  x2 + 21x + 68 = 0.
122.  x2 – 4x – 21 = 0.
123.  x2 + 15x – 54 = 0.
124.  x2 – 22x + 96 = 0.
125.  x2 + 12x + 32 = 0.

26.  x2 + 3x + 2 = 0.
27.  x2 + 4x + 3 = 0.
28.  x2 + 5x + 4 = 0.
29.  x2 + 6x + 5 = 0.
30.  x2 + 10x + 9 = 0.
31.  x2 + 16x + 15 = 0.
32.  x2 + 8x + 15 = 0.
33.  x2 + 17x + 16 = 0.
34.  x2 + 10x + 16 = 0.
35.  x2 + 19x + 18 = 0.
36.  x2 + 11x + 18 = 0.
37.  x2 + 9x + 18 = 0.
38.  x2 + 21x + 20 = 0.
39.  x2 + 12x + 20 = 0.
40.  x2 + 9x + 20 = 0.
41.  x2 + 31x + 30 = 0.
42.  x2 + 17x + 30 = 0.
43.  x2 + 13x + 30 = 0.
44.  x2 + 11x + 30 = 0.
45.  x2 + 16x + 28 = 0.
46.  x2 + 17x + 42 = 0.
47.  x2 + 28x + 52 = 0.
48.  x2 + 18x + 72 = 0.
49.  x2 + 19x + 60 = 0.
50.  x2 + 14x + 45 = 0.

76.  x2 + x – 2 = 0.
77.  x2 + 2x – 3 = 0.
78.  x2 + 3x – 4 = 0.
79.  x2 + 4x – 5 = 0.
80.  x2 + 8x – 9 = 0.
81.  x2 + 14x – 15 = 0.
82.  x2 + 2x – 15 = 0.
83.  x2 + 47x – 48 = 0.
84.  x2 + 22x – 48 = 0.
85.  x2 + 13x – 48 = 0.
86.  x2 + 8x – 48 = 0.
87.  x2 + 2x – 48 = 0.
88.  x2 + 49x – 50 = 0.
89.  x2 + 23x – 50 = 0.
90.  x2 + 5x – 50 = 0.
91.  x2 + 12x – 45 = 0.
92.  x2 + 4x – 45 = 0.
93.  x2 + 5x – 14 = 0.
94.  x2 + 13x – 14 = 0.
95.  x2 + 2x – 35 = 0.
96.  x2 + 7x – 44 = 0.
97.  x2 + 14x – 32 = 0.
98.  x2 + 7x – 30 = 0.
99.  x2 + 5x – 24 = 0.
100.  x2 + 19x – 66 = 0.
126.  x2 + 10x – 39 = 0.
127.  x2 – 2x – 48 = 0.
128.  x2 + 18x + 77 = 0.
129.  x2 – 14x + 40 = 0.
130.  x2 + 3x – 28 = 0.
131.  x2 – 12x – 45 = 0.
132.  x2 + 13x + 36 = 0.
133.  x2 – 24x + 23 = 0.
134.  x2 + 9x – 90 = 0.
135.  x2 – 10x – 24 = 0.
136.  x2 + 11x + 28 = 0.
137.  x2 – 10x + 16 = 0.
138.  x2 + 2x – 80 = 0.
139.  x2 – 9x – 22 = 0.
140.  x2 + 11x + 24 = 0.
141.  x2 – 8x + 15 = 0.
142.  x2 + 5x – 36 = 0.
143.  x2 – 10x – 75 = 0.
144.  x2 + 13x + 42 = 0.
145.  x2 – 35x + 66 = 0.
146.  x2 + 8x – 33 = 0.
147.  x2x – 12 = 0.
148.  x2 + 12x + 64 = 0.
149.  x2 – 33x + 32 = 0.
150.  x2 + 3x – 10 = 0.

Каратеева С.