Как научить применять теорему Виета
Как научить применять теорему Виета
При рассмотрении в школьном курсе темы «Решение квадратных уравнений» многие учителя редко используют метод решения уравнений с помощью формул Виета, останавливаясь только на традиционном методе — с помощью дискриминанта. Причина понятна: не каждый ученик может в течение двух уроков, отведенных по программе на рассмотрение формул Виета, освоить их использование. Причина трудностей в неумении подыскивать корни уравнения.
Предлагаемый ниже тренажер позволяет учителю справиться с
этими проблемами. Однако желательно готовить учащихся к работе с формулами Виета
с 6-го класса, например рассматривая тему «Делители». Делители чисел
рекомендуется выписывать не в обычном порядке — по возрастанию, а в удобном —
парами, начиная с делителя 1 и самого числа. Например: d(18): 1; 18; 2;
9; 3; 6.
При таком перечислении ученик не потеряет делители, у него будут формироваться
навыки, необходимые для сокращения дробей, а также и для применения в дальнейшем
формул Виета.
Вернемся к тренажеру. Он представляет из себя 150 различных уравнений. Первые 100 уравнений, разбитые на четыре блока, необходимы для отработки навыка подбора корней. Последние 50 — можно использовать для проведения самостоятельной работы (количество вариантов определяет учитель).
Статья опубликована при поддержке интернет-сайта "ГИА онлайн". На сайте Вы сможете подготовиться и оценить свои знания - ОГЭ по математике онлайн, а также по русскому языку, химии, биологии, физике, информатике и другим предметам. Подготовка к экзаменам в 9 классе - советы и рекомендации, все материалы изложены в простой и доступной форме, уроки онлайн. Пройти пробный тест ОГЭ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://gia- online.ru/.
Каждый из четырех блоков начинается с самых популярных уравнений школьного курса, модули корней которых равны 1 и | q |. Например, уравнения № 1, 26, 51, 76 имеют корни, модули которых равны 1 и 2. У следующих за ними уравнений модули корней равны 1 и 3. Именно с пары 1 и | q | необходимо начинать подбор корней. Рассматривая второй, третий и четвертый блоки, ученик уже обращает внимание на знаки корней, самостоятельно определяет необходимые модули.
Обратим внимание, что у некоторых уравнений повторяется число q. Это не случайно. В этих мини-блоках рассматриваются все случаи получения в произведении числа | q |, причем последовательность нахождения пар множителей такая же, как и при перечислении делителей любого числа.
Например: d(12): 1; 12; 2; 6; 3; 4.
Тогда:
корнями уравнения № 12 будут числа 1 и 12;
корнями уравнения № 13 будут числа 2 и 6;
корнями уравнения № 14 будут числа 3 и 4.
Так как большинство приведенных уравнений школьного курса математики имеют целые корни и, следовательно, решаются с помощью формул Виета, описанная методика позволяет выработать у учащихся умение «видеть» корни уравнений и избавить их от многократного повторения алгоритма с использованием дискриминанта.
Уравнения |
№ 1–25 |
№ 26–50 |
№ 51–75 |
№ 76–100 |
Коэффициенты |
q > 0 |
q < 0 |
||
– p > 0 |
– p < 0 |
– p > 0 |
– p < 0 |
|
Корни: x1x2
= q, |
одного знака |
разных знаков |
||
оба положительны |
оба отрицательны |
больший по модулю положителен |
больший по модулю отрицателен |
Тренажер по теме «Теорема Виета»
1. x2 – 3x + 2 = 0. 2. x2 – 4x + 3 = 0. 3. x2 – 5x + 4 = 0. 4. x2 – 6x + 5 = 0. 5. x2 – 7x + 6 = 0. 6. x2 – 5x + 6 = 0. 7. x2 – 8x + 7 = 0. 8. x2 – 9x + 8 = 0. 9. x2 – 6x + 8 = 0. 10. x2 – 11x + 10 = 0. 11. x2 – 7x + 10 = 0. 12. x2 – 13x + 12 = 0. 13. x2 – 8x + 12 = 0. 14. x2 – 7x + 12 = 0. 15. x2 – 25x + 24 = 0. 16. x2 – 14x + 24 = 0. 17. x2 – 11x + 24 = 0. 18. x2 – 10x + 24 = 0. 19. x2 – 13x + 36 = 0. 20. x2 – 16x + 48 = 0. 21. x2 – 17x + 52 = 0. 22. x2 – 27x + 72 = 0. 23. x2 – 17x + 60 = 0. 24. x2 – 13x + 42 = 0. 25. x2 – 11x + 28 = 0. |
51. x2 – x – 2 = 0. 52. x2 – 2x – 3 = 0. 53. x2 – 3x – 4 = 0. 54. x2 – 4x – 5 = 0. 55. x2 – 5x – 6 = 0. 56. x2 – x – 6 = 0. 57. x2 – 7x – 8 = 0. 58. x2 – 2x – 8 = 0. 59. x2 – 9x – 10 = 0. 60. x2 – 3x – 10 = 0. 61. x2 – x – 30 = 0. 62. x2 – 26x – 27 = 0. 63. x2 – 6x – 27 = 0. 64. x2 – 35x – 36 = 0. 65. x2 – 16x – 36 = 0. 66. x2 – 9x – 36 = 0. 67. x2 – 5x – 36 = 0. 68. x2 – 39x – 40 = 0. 69. x2 – 18x – 40 = 0. 70. x2 – 6x – 40 = 0. 71. x2 – 3x – 40 = 0. 72. x2 – 11x – 26 = 0. 73. x2 – 3x – 54 = 0. 74. x2 – 12x – 64 = 0. 75. x2 – 2x – 80 = 0. |
101. x2 – 12x + 11 = 0. 102. x2 + 14x + 13 = 0. 103. x2 – 5x – 14 = 0. 104. x2 + 9x – 22 = 0. 105. x2 – 14x + 33 = 0. 106. x2 – 3x – 70 = 0. 107. x2 + 22x + 40 = 0. 108. x2 – 20x + 51 = 0. 109. x2 + 27x + 50 = 0. 110. x2 – x – 72 = 0. 111. x2 + x – 12 = 0. 112. x2 – 12x + 27 = 0. 113. x2 + 15x + 44 = 0. 114. x2 – 6x – 72 = 0. 115. x2 + 11x – 80 = 0. 116. x2 – 12x + 20 = 0. 117. x2 + 20x + 19 = 0. 118. x2 – 9x – 70 = 0. 119. x2 + 21x – 46 = 0. 120. x2 – 46x + 88 = 0. 121. x2 + 21x + 68 = 0. 122. x2 – 4x – 21 = 0. 123. x2 + 15x – 54 = 0. 124. x2 – 22x + 96 = 0. 125. x2 + 12x + 32 = 0. |
26. x2 + 3x + 2 = 0. |
76. x2 + x – 2 = 0. 77. x2 + 2x – 3 = 0. 78. x2 + 3x – 4 = 0. 79. x2 + 4x – 5 = 0. 80. x2 + 8x – 9 = 0. 81. x2 + 14x – 15 = 0. 82. x2 + 2x – 15 = 0. 83. x2 + 47x – 48 = 0. 84. x2 + 22x – 48 = 0. 85. x2 + 13x – 48 = 0. 86. x2 + 8x – 48 = 0. 87. x2 + 2x – 48 = 0. 88. x2 + 49x – 50 = 0. 89. x2 + 23x – 50 = 0. 90. x2 + 5x – 50 = 0. 91. x2 + 12x – 45 = 0. 92. x2 + 4x – 45 = 0. 93. x2 + 5x – 14 = 0. 94. x2 + 13x – 14 = 0. 95. x2 + 2x – 35 = 0. 96. x2 + 7x – 44 = 0. 97. x2 + 14x – 32 = 0. 98. x2 + 7x – 30 = 0. 99. x2 + 5x – 24 = 0. 100. x2 + 19x – 66 = 0. |
126. x2 + 10x – 39 = 0. 127. x2 – 2x – 48 = 0. 128. x2 + 18x + 77 = 0. 129. x2 – 14x + 40 = 0. 130. x2 + 3x – 28 = 0. 131. x2 – 12x – 45 = 0. 132. x2 + 13x + 36 = 0. 133. x2 – 24x + 23 = 0. 134. x2 + 9x – 90 = 0. 135. x2 – 10x – 24 = 0. 136. x2 + 11x + 28 = 0. 137. x2 – 10x + 16 = 0. 138. x2 + 2x – 80 = 0. 139. x2 – 9x – 22 = 0. 140. x2 + 11x + 24 = 0. 141. x2 – 8x + 15 = 0. 142. x2 + 5x – 36 = 0. 143. x2 – 10x – 75 = 0. 144. x2 + 13x + 42 = 0. 145. x2 – 35x + 66 = 0. 146. x2 + 8x – 33 = 0. 147. x2 – x – 12 = 0. 148. x2 + 12x + 64 = 0. 149. x2 – 33x + 32 = 0. 150. x2 + 3x – 10 = 0. |