Тема урока: «Четырехугольники»
Урок обобщения и повторенияЦели:
- развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
- формировать умения находить площади фигур;
- воспитывать умение работать в группах.
Проверка домашнего задания. Различные доказательства формулы площади трапеции.
Варианты разбиения трапеции на части, предложенные учащимися, были рассмотрены на предыдущем уроке. Сейчас пять учеников показывают алгебраические преобразования, приводящие к формуле площади трапеции.
Учащиеся критически относятся к выступлениям товарищей: делают замечания, если подмечают неточности, задают вопросы, анализируют ответы.
В группах на местах ученики заполняют сравнительные таблицы:
— параллелограмм — ромб,
— параллелограмм — прямоугольник,
— прямоугольник — квадрат,
— ромб — квадрат.
Учащиеся передают таблицы по кругу, каждый вписывает одно свойство.
Защита кластеров, сделанных группами по темам: «параллелограмм», «ромб», «прямоугольник», «квадрат».
Каждый ученик в группе перечисляет свойства данной фигуры, записывая их на листе. Затем все сообща сравнивают сделанные записи и составляют кластер.
Возможный вариант таблицы
Ромб и квадрат |
||
Ромб: отличия от квадрата |
Общие свойства |
Квадрат: отличия от ромба |
Диагонали не равны |
Противоположные стороны равны и параллельны |
Диагонали равны |
Угол между высотами, проведенными из вершины тупого угла, равен острому углу ромба |
Противоположные углы равны, сумма соседних углов равна 180o |
Все углы равны 90o |
|
Диагонали в точке пересечения делятся пополам |
|
|
Диагонали перпендикулярны |
|
|
Диагонали являются биссектрисами углов |
|
На доске в кластере заполнить пропуски. Круги заполняются под руководством учителя. Для заполнения прямоугольников выходят сразу четыре ученика — по одному из каждой группы, число пустых прямоугольников равно числу учеников.
Работа с моделями. Выполните измерения и найдите площадь параллелограмма, ромба, квадрата, прямоугольника, трапеции.
Каждой группе выдаются модели параллелограмма, прямоугольника, ромба, квадрата и трапеции. Модели распределяются между членами группы, каждый ученик выполняет свое задание, затем проводится обсуждение и проверка.
Найдите площадь заштрихованной фигуры.
В ходе обсуждения приходим к выводу: чтобы найти площадь фигуры, нужно из площади пятиугольника вычесть площадь треугольника.
Как найти площадь пятиугольника? Составляется «дерево предсказаний»
Итог урока: чему научились на уроке?
Ответ от каждой группы: на сколько удалось достичь поставленных целей; сформировать хорошие отношения внутри группы.
Домашнее задание: сделать модель многоугольника с отверстием в форме многоугольника, выполнить необходимые измерения и найти площадь модели.