Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №9/2009

Тема урока: «Параллельные прямые»

7 класс

Цели урока:

  • обобщение и систематизация знаний по теме;
  • формирование умения анализировать имеющиеся сведения.

Ход урока

Тест

Учащиеся отвечают на вопросы теста, используя для записи ответов копирку; один экземпляр сдают учителю, второй оставляют себе. По окончании работы проводится проверка теста.

Вариант 1

1.  Какой должна быть величина угла 1, чтобы прямые c и m были параллельны?

А.  120°. Б. 60°. В. 130°. Г. Не знаю.

2.  При каком значении величины угла 1 прямые a и b будут параллельны?

А.  50°. Б. 65°. В. 130°. Г. Не знаю.

3.  Сколько прямых, параллельных прямой MP, можно провести через вершину M треугольника MPK?

А.  Много. Б. Одну.
В. Ни одной. Г. Не знаю.

4.  Прямые m и n параллельны;  3 = 67°. Чему равна величина угла 1?

А.  113°. Б. 49°. В. 67°. Г. Не знаю.

5.  Прямые CD и AB параллельны;  ACB = 90°,  CAB = 70°. Найдите величину угла DCB.

А.  90°. Б. 70°. В. 20°. Г. Не знаю.

Вариант 2

1.  Угол 1 равен 60°. Какой должна быть величина угла 2, чтобы прямые a и b были параллельны?

А.  60°. Б. 120°. В. 110°. Г. Не знаю.

2.  При каком значении величины угла 1 прямые m и n будут параллельны?

А.  66°. Б. 6°. В. 114°. Г. Не знаю.

3.  Сколько прямых, параллельных прямой AC, можно провести через вершину B треугольника ABC?

А.  Одну. Б. Ни одной. В. Много. Г. Не знаю.

4.  Прямые a и b параллельны;  1 = 110°. Найдите величину угла 3.

А.  110°. Б. 70°. В. 118°. Г. Не знаю.

5.  Прямые CD и AB параллельны;  ACB = 90°,  DCB = 50°. Найдите величину угла CAB.

А.  50°. Б. 90°. В. 40°. Г. Не знаю.

Устное повторение теории

Лото. К доске вызывается 1 человек. На доске прикреплена таблица, на которой записаны 9 вопросов.

На столе учителя лежат 9 маленьких карточек, на которых написаны ответы к заданиям. Ученик выбирает карточку с верным, по его мнению, ответом, переворачивает и прикрепляет ее на соответствующее место в таблице. На обратной стороне карточек написаны буквы, и если ответы найдены верно, то ученик получает слово ГЕОМЕТРИЯ.

При каком значении угла 1 m n

Укажите односторонние углы

Укажите соответственные углы

Параллельны ли прямые p и k?

Будет ли AB CE, если
 BCD = 120°?

Если n m, k m, то...

NK PM, если...

Если  1 =  2, то...

Если  3  4, то...

Кроссворд. На доске вывешивается кроссворд. Один ученик выходит его разгадывать.

1. Как называются углы 3 и 4?

4. Если две прямые пересечены секущей и ... углы равны, то прямые параллельны.

6. Если две прямые перпендикулярны третьей прямой, то они ... между собой.

8. Два угла, у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой, называются ...

2. Сколько прямых, параллельных данной, можно провести через точку, не лежащую на данной прямой?

7. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны, называется ...

3. Вертикальные углы ...

5. Перпендикуляр, проведенный из вершины треугольника к прямой, содержащей противоположную сторону треугольника, называется ...

«Разрезные теоремы». На больших листах записываются отдельно условия и заключения теорем: свойства и признаки параллельных прямых. Два человека собирают теоремы о свойствах параллельных прямых воедино.

Блиц. Ученики вызываются по очереди. Учитель задает вопросы. Ученик должен за 1 минуту ответить на большее число вопросов.

1. Как называются прямые, лежащие на плоскости и не имеющие общих точек?
2. Как называются прямые, имеющие одну общую точку?
3. Сколько общих точек могут иметь две прямые?
4. Сколько прямых можно провести через одну точку?
5. Сколько прямых можно провести через две точки?
6. Сколько прямых, параллельных данной, можно провести через точку, не лежащую на данной прямой?
7. Если две параллельные прямые пересечены секущей, то...
8. Треугольник называется равносторонним, если...
9. Треугольник называется равнобедренным, если...
10. В равнобедренном треугольнике...
11. Высота треугольника — это...
12. Медиана треугольника — это...
13. Биссектриса треугольника — это...
14. Сформулируйте I признак равенства треугольников.
15. В равных треугольниках против равных сторон...
16. Сформулируйте II признак равенства треугольников.
17. Если стороны одного угла являются продолжением сторон другого, такие углы называются...
18. Сформулируйте III признак равенства треугольников.
19. Сформулируйте свойство вертикальных углов.
20. В равных треугольниках против равных углов лежат...
21. Сформулируйте свойство смежных углов.
22. Как могут располагаться на плоскости две прямые?
23. Если две прямые перпендикулярны третьей, то они...
24. Если прямая пересекает одну из параллельных прямых, то...
25. Если две прямые параллельны третьей, то...

В то время как на доске собирают лото, разгадывают кроссворд, собирают разрезные теоремы, а учитель проводит блиц, на местах ученики решают задачи:

1. Докажите, что x y.

2. Докажите, что a b.

3. Докажите, что a b.

4. Докажите, что p k.

5. Докажите, что ND PK.

6. Докажите, что AB CD.

Фронтальная работа с классом

При решении какой задачи сделан неверный рисунок:

Устное решение задач по готовым чертежам

1. Найдите  PMN

2. Докажите, что PN MK

3. Докажите, что AC DE.

4. Докажите, что AE BC.

Теляева Е.