Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №9/2009

Обидно за нашу профессию!

Здравствуйте, уважаемая редакция!

Прочитала в номере 19/2008 в рубрике «Обратная связь» статьи «Осенний отголосок...» и «Плюс один балл». Целиком и полностью поддерживаю авторов. Еще статья Е. Юрченко «Натюрморт после жатвы...» — очень правильная. Если бы образование реформировали непосредственно те, кто в нем работает, и родители, которые прямо заинтересованы в конструктивных изменениях, то тогда что-нибудь хорошее из этого и получилось бы. Но думается, вряд ли чиновники читают критические стать о школе. В школах чиновники бывают только на праздниках и не больше, чем на часок.

Хочу поднять обсуждение другого события, которое сейчас проходит во многих школах — это укрупнение классов.

Каждая школа работает над какой-либо методической темой, у нас — «Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании». Школа у нас хорошая, коллектив творческий, за детей переживаем, как за своих.

В начале учебного года из трех 8-х классов сделали два по 33 ученика в каждом; 10-й класс открыли один в 37 человек. А вот теперь начнем осуществлять в них личностно-ориентированный подход! За урок я не успеваю подойти даже к половине учеников. Объяснение нового материала — 20–25 мин, закрепление — 15 мин, индивидуальный подход — 5 мин. При всем желании я не могу всех охватить, каждому хоть немного дополнительно объяснить.

У меня в кабинете 34 места, поместить больше учащихся — нет никакой возможности. Когда все 37 учеников 10«А» класса приходят на урок, некоторые сидят по трое за одним столом. После 5 мин урока дышать в кабинете нечем, а с седьмой парты совершенно не видно, что написано на доске. Неужели нет норм по сангигиене!

Раньше, когда было много детей, в классах до 40 человек училось, выхода не было. А сейчас детей мало — казалось бы, наконец можно работать в небольших классах, добиваться хороших результатов. Ан нет, если в классе меньше 25 человек — расформировать и создать малоуправляемый необоснованный коллектив. Почему это происходит? С целью сэкономить! Наше государство всегда экономило на детях и на образовании. В садиках группы по 35 человек, садики сейчас не строят, хотя лозунг «Рожать, и как можно больше!». В школу идешь, сидит первый класс в 35 человек. Чему их можно научить? Когда же по-настоящему всё лучшее будет детям?

Новая система оплаты труда, как нам стало понятно, ни в коей мере не направлена на улучшение материального положения педагогов. «Учитель никогда богато не жил и не будет», — сказал один из наших руководителей.

Как всегда, перед очередным изменением с нас сняли все компенсационные и дополнительные выплаты из местного бюджета. Материальную помощь в размере оклада, которую всегда давали при выходе в отпуск, отменили. Так что отпускные будут — не обрадуешься.

Школы на категории разделили, чем больше учеников в школе, тем выше оклад, а что, в других школах меньше будут работать? Может уроков меньше проведут? Так ведь у нас зарплата от количества уроков зависит.

Как собираются оценивать качество работы учителя? Это, вообще, измерить можно? Если у меня в одном 6-м классе 78% качества, а в другом я так же работаю и даже больше, но только 48%, я как могу это изменить? Начнем приписывать, списывать будем давать, но повысим качество любой ценой. Зарплату хорошую всем хочется.

Сейчас в обществе культивируется образ «нехорошего» учителя: он и ругает, и чего-то требует, и «не входит в положение». Но никто не имеет представления о том, как работает учитель.

В 7.30 — ежедневно дополнительные занятия с теми, кто хочет что-нибудь повторить или исправить отметку. Потом 5 уроков, три разные подготовки к ним. На которых я никогда не сажусь, так как стараюсь подойти и объяснить всё индивидуально слабым ученикам. Потом 1,5 часа проверка тетрадей, и это мало — просто я очень быстро читаю. Затем дополнительное занятие с неуспевающими и 2 раза в неделю математический кружок. Домой приходишь — 2 часа и больше написание конспектов на следующий день.

Как писал Е. Юрченко в «Натюрморте...», больше учителя математики в школе не работает никто, только вот в зарплате это никогда не отражается.

Статья опубликована при поддержке компании "Radius". "Radius" - производитель товаров для дома. Губки для мытья посуды, губки для тела банные, губки для ухода за автомобилем, мочалки для мытья посуды, салфетки и тряпки для уборки, мочалки для тела банные, мешки для стирки и многое другое. Посмотреть полный каталог продукции, цены, контакты и сделать заказ Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://radius-gubki.ru/.

Сейчас элективные курсы в 9-х классах ввели, это совсем не уроки, это требует другой подготовки, ведут их только учителя I категории. Но платят за них, как за замену урока, — копейки, рублей 500 за 12–14 уроков!

Если на заводе или в поликлинике работают внеурочно или еще одну смену, то за это платят выше. В школе все учителя занимаются дополнительно, после уроков, но это ничего не стоит. Ученик только уроком обойтись не сможет, это всем понятно, но упорно делается вид, что кроме уроков учитель не работает. Поэтому многие учителя и занимаются репетиторством.

В нашей школе, в отличие от школы автора «Осеннего отголоска», учителей математики уважают, идут навстречу, если есть часы, то дадут. Не ругают на совещаниях и никогда не пытаются сравнивать математику с другими предметами. Наш методист в управлении образования — замечательный человек и хороший специалист, всегда на стороне учителя. Вот бы на более высоком уровне так нас понимали!

Если новая система оплаты прижмет и так не очень большой отряд оставшихся учителей-энтузиастов, то кто их заменит? Где очередь из желающих работать в школе? У нас на весь город нет ни одного молодого специалиста по математике и неизвестно, появится ли. Зарплата молодого учителя ниже прожиточного минимума.

Я свою работу люблю, я — учитель по призванию и мне очень больно и обидно за нашу профессию и за всю школу. Не хочу уходить, но кто знает, что еще завтра на нас свалится, какая очередная реформа.

С уважением
учитель из города Альметьевска

P.S. Если бы на пенсию было пора, то поставила бы подпись, а так долго думала и пришла к выводу, что могут «задавить». Не подпишусь.