Математика помогает экономике
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс предназначен для реализации в старших классах социально-экономического профиля. Преподавание курса экономики в школе в основном ложится на учителей, ведущих дисциплины гуманитарного профиля. Но в то же время экономику можно назвать и точной наукой. Она оперирует преимущественно количественно измеряемыми величинами (экономическими показателями) и функциональными или статистическими связями между ними (расчетными формулами и экономическими законами). Математическое описание экономических явлений естественным образом приводит к идее составления школьных экономико-математических задач. Использование задач превращает обучение в творческий процесс, способствуя более глубокому осмыслению и усвоению материала. Кроме того, задачи, содержание которых сконструировано специальным образом, позволяют проверить знания учащихся по всей школьной программе по предмету. Использование математического аппарата требует соответствующей подготовки и от учителя, и от ученика. Данный курс и призван обеспечить математическую поддержку преподавания экономики.
Для освоения курса достаточно знаний по курсу математики основной школы на базовом уровне по следующим темам:
— проценты, основные задачи на проценты;
— арифметическая и геометрическая прогрессии;
— алгебраические выражения и формулы;
— алгебраические дроби и действия с ними;
— линейные уравнения и неравенства и их системы;
— квадратные уравнения и неравенства;
— линейная функция, ее свойства и график;
— квадратичная функция, ее свойства и график.
Элективный курс по содержанию можно разделить на три части:
— систематизация и углубление известных знаний;
— изучение нового математического материала (графическое истолкование системы линейных неравенств с двумя переменными, основы линейного программирования);
— решение задач.
Учебно-тематическое планирование и содержание практикума по решению задач необходимо согласовать с содержанием курса экономики, читаемого в школе. Удачное согласование двух курсов определяет успешное освоение учащимися обоих курсов. Учащиеся должны быть подготовлены к восприятию экономических понятий и владеть математическим аппаратом для решения конкретных экономических задач.
Для успешного решения прикладных задач курса актуально использовать технические средства обучения: программируемый калькулятор, компьютер.
Для предлагаемого курса является необходимым применение деятельностного подхода в обучении. Широко могут использоваться:
— интегрированные занятия (математика + экономика + информатика);
— конструирование самими учащимися (под руководством учителя) ситуационных, деловых и ролевых игр, непосредственно связанных с реальными жизненными проблемами;
— занятия-обсуждения, дискуссии, беседы, семинары, практикумы по решению задач, лабораторные работы.
Формы контроля, применяемые в работе учителем, характеризуются широким спектром: тесты, самостоятельные письменные работы, наблюдение за деятельностью учащихся в процессе освоения содержания курса, материалы, подготовленные учащимися к занятиям элективного курса, выступления учащихся.
Данный курс рассчитан на 36 часов.
Цели и задачи курса:
— формирование представлений о математике как практическом инструменте, помогающем в различных областях знаний, о математическом моделировании как методе познания реальной действительности;
— систематизация и углубление знаний по математике, необходимых для решения задач по экономике;
— формирование умений применять математические знания для решения задач по экономике;
— создание математической базы для продолжения образования в высших учебных заведениях экономического профиля.
Учебно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие. Понятие математической модели |
1 |
2 |
Функции и графики. Элементарные преобразования графиков функций |
2 |
3 |
Решение уравнений, неравенств и их систем. |
2 |
4 |
Графическая интерпретация системы линейных неравенств |
1 |
5 |
Понятие о линейном программировании |
3 |
6 |
Проценты. Основные задачи на проценты |
1 |
7 |
Арифметическая и геометрическая прогрессии |
3 |
8 |
Кривая производственных возможностей. Сравнительное преимущество |
2 |
9 |
Спрос, предложение, эластичность спроса и предложения |
4 |
10 |
Выручка, издержки, прибыль, рентабельность |
4 |
11 |
Банки: проценты по вкладам, заем, проценты, кредит |
6 |
12 |
Решение задач |
5 |
13 |
Итоговые занятия |
2 |
Итого |
36 |
Содержание курса
1. Понятие математической модели. Математическое моделирование как метод познания действительности; этапы математического моделирования (формализация, преобразование модели, интерпретация полученных решений); примеры математических моделей.
2. Функции и графики. Элементарные преобразования графиков функций. Определение и способы задания функций; линейная и квадратичная функции, их графики и свойства; прямая и обратная пропорциональности величин; элементарные преобразования графиков функций (параллельный перенос, растяжение, сжатие); графическое решение уравнений, неравенств, систем уравнений.
3. Решение уравнений, неравенств и систем. Основные методы решения уравнений и систем; основные виды уравнений и неравенств; небольшой практикум по решению уравнений, систем и неравенств.
4–5. Графическая интерпретация систем линейных неравенств. Понятие линейного программирования. Зависимость между двумя переменными; графическая иллюстрация неравенства с двумя переменными; изображение на координатной плоскости областей, задаваемых системами двух и более линейных неравенств; построение более сложных областей; задачи, приводящие к линейному программированию; основные методы линейного программирования и примеры решения задач.
6–7. Проценты и прогрессии. Понятие процента, основные задачи на проценты; арифметическая и геометрическая прогрессии (определение, формулы n-го члена и суммы нескольких членов прогрессии, характеристическое свойство); решение задач.
8. Кривая производственных возможностей. Сравнительное преимущество. Кривая производственных возможностей; альтернативные возможности; закон повышающихся издержек; предельная норма трансформации; абсолютное преимущество; сравнительное преимущество.
Построение графиков; элементарные преобразования графиков функций; анализ функций; составление и решение уравнений и их систем.
9. Спрос, предложение, эластичность спроса и предложения. Спрос, величина спроса, закон спроса, кривая спроса; предложение, величина предложения, кривая предложения; кривая безразличия; точка равновесия, равновесная цена, равновесное количество продукта, эластичность спроса.
Прямая и обратная пропорциональность величин, процентное отношение, работа с таблицами, составление и решение уравнений; построение графиков функций в одной системе координат; элементарные преобразования графиков; определение наибольшего значения функции на отрезке.
10. Выручка, издержки, прибыль, рентабельность. Постоянные, переменные, средние, предельные, явные издержки; цена, выручка, прибыль, убыток, рентабельность.
Процентное отношение величин; составление и решение уравнений, неравенств и систем; применение методов линейного программирования; построение графиков функций; нахождение наибольшего значения функции на отрезке.
11. Банки: проценты по вкладам и проценты за кредит. Начисление простых и сложных процентов; многократное начисление процентов в течение одного или нескольких лет; начисление процентов при нецелом промежутке времени, изменяющиеся процентные ставки.
Процентное отношение; арифметическая и геометрическая прогрессии; степень с действительным показателем; число е; неравенство Бернулли; показательная и логарифмическая функции; составление и решение уравнений.
12–13. Систематизация знаний, практикум по решению задач, тестовый контроль. Изучение в 11-м классе элементов математического анализа открывает новые возможности для решения экономических задач. Это позволяет составить программу для еще одного элективного курса в будущем.
Рекомендуемая литература
1. Башарин Г.П. Начала финансовой математики. —
М., 1997.
2. Вигдорчик Е.А. и др. Элементарная математика в
экономике и бизнесе. — М., 1995.
3. Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Экономика в
задачах. — М.: Начала-пресс, 1995.
4. Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные
вычисления. — СПб., 1997.
5. Коршунова Н.И., Плясунов В.С. Математика в
экономике. — М., 1996.
6. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А.,
Свахин А.С. Сборник задач по экономике с решениями. — М.: МЦЭБО –
Вита-Пресс, 2002.
7. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. — М.: Школа-Пресс,
1999.