Тема урока «Проценты и семейная математика»
Цель урока:— повторить и систематизировать знания по теме «Проценты»;
— показать важность и необходимость применения математики в семье.
Вступительное слово учителя
Семья — опора и основа государства. В семье закладываются основы нравственного воспитания, культурно-духовного развития, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Наш урок посвящен Году семьи. Его девиз: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители — пример тому». Этот проект мы готовили вместе с вами. 120 учащихся приняли участие в творческом конкурсе задач «Семейная математика», самые интересные из них мы сегодня рассмотрим.
Проверка домашнего задания
— Что называется процентом числа (величины)?
— Как найти p% от числа A?
— Как найти число A по p%?
— Как найти, сколько процентов число A составляет от числа B?
В это время на доске появляются четыре карточки, заготовленные заранее:
Фронтальная устная работа
1. Выразите проценты в виде дроби:
1%; 5%; 70; 100%; 120%; 150%; 200%; 1020%.
2. Выразите дроби в виде процентов:
3. Назовите 1%: от 1 м; 1 ц; 1 кг.
4. Назовите 5%, 17%, 23% от каждой из величин: 1 м; 1 ц; 1 кг.
(Запись сделана заранее на доске.)
Математический диктант (работа в парах)
(Два ученика работают у доски, остальные — на своих местах.)
1. Запишите проценты в виде дроби: 10%; 20%; 75%; 150%.
2. Запишите дроби в виде процентов:
3. Вычислите: 50% от 400; 10% от 20; 25% от 16; 75% от 8.
4. Найдите число:
если 1% равен 3; 10% равно 40; 50% равно 250.
5. Сколько процентов число 50 составляет от числа 200?
6. Сколько процентов число 200 составляет от числа 50?
Учащиеся меняются тетрадями, а учащиеся, стоящие у доски, меняются местами — идет взаимопроверка и оценка выполненной работы.
Ответы: 1. 2. 5%; 20%; 25%; 50%; 3. 200; 2; 4; 6. 4. 300; 400; 500. 5. 25%. 6. 400%.
Самостоятельная работа
(работа в группах, 5 мин)
1-я группа
Определите, какая сумма лежала на вкладе «Семейный» в банке, если доход в размере 6%, начисленный на нее, составил 720 руб.?
Решение.
2-я группа
Папа купил телевизор в кредит, уплатил первый взнос 1500 руб., остальные 75% стоимости телевизора он должен выплатить в следующие 6 месяцев равными частями. Сколько стоит телевизор? Какую сумму папа будет выплачивать каждый месяц?
Решение.
1) — стоит телевизор;
2) — папа будет выплачивать каждый месяц.
3-я группа
Зарплата мамы в этом месяце увеличилась на 10% и составила 9900 руб. Какова была зарплата мамы в прошлом месяце?
Решение.
4-я группа
Дружная семья — мама, папа, брат и я — отправилась в магазин за покупками. Было у нас 5000 руб. 50% всей суммы потратили на обувь детям, а 40% остатка израсходовали на продукты. Сколько денег осталось?
Решение. 1) . — стоит обувь;
2) 5000 – 2500 = 2500 руб. — осталось после покупки обуви;
3) — стоят продукты;
4) 2500 – 1000 = 1500 руб. — осталось.
5-я группаЗа хорошую учебу своего сына мама с папой решили купить ему новый компьютер. Первоначальная стоимость компьютера составляла 20 000 руб. Семье повезло дважды: воскресная скидка 5% и новогоднее предложение — скидка 10%. Определите цену товара после двух понижений: сначала на 5%, а потом на 10%.
Решение. 1) — составляют 5%;
2) 20 000 – 1000 = 19 000 руб. — цена после первой скидки;
3) — составляют 10%;
4) 19 000 – 1900 = 17 100 руб. — цена товара после двух понижений.
6-я группа
Семья отправилась на легковой машине в путешествие по маршруту Архангельск – Москва – Сочи. В первый день они проехали 35% всего пути, во второй — 40% всего пути, а в третий день они проехали остаток пути — 650 км. Сколько километров составляет маршрут в одну сторону?
Решение. 1) 100 – (35 + 40) = 25% — часть пути, пройденная в третий день;
2) — протяженность маршрута.
7-я группа
Постройте круговую диаграмму «Расходы семьи за месяц», если известно:
— что квартплата и коммунальные платежи составляют 5000 руб.;
— на питание тратится 10 000 руб.;
— на проезд в общественном транспорте расходуется 2000 руб.;
— на одежду, обувь в среднем тратится 4000 руб.;
— на прочие покупки — 3000 руб.
Каков бюджет этой семьи?
Решение. 1) 5000 + 10 000 + 2000 + 4000 + 3000 = 24 000 руб. — бюджет семьи;
2) 24 000 кратно 24; руб.;
— соответствуют 1000 руб.;
3) 5·15° = 75° — квартплата; 10·15° = 150° — питание; 2·15° = 30° — проезд; 4·15° = 60° — одежда, обувь; 3·15° = 45° — прочее.
Рассматриваются и анализируются решения задач каждой группы.
Рефлексия
Продолжите фразу:
— Сегодня на уроке...
— Теперь я знаю...
— Мне на уроке...