Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №12/2009

Тема урока «Проценты и семейная математика»

Цель урока:

— повторить и систематизировать знания по теме «Проценты»;

 — показать важность и необходимость применения математики в семье.

Вступительное слово учителя

Семья — опора и основа государства. В семье закладываются основы нравственного воспитания, культурно-духовного развития, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Наш урок посвящен Году семьи. Его девиз: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители — пример тому». Этот проект мы готовили вместе с вами. 120 учащихся приняли участие в творческом конкурсе задач «Семейная математика», самые интересные из них мы сегодня рассмотрим.

Проверка домашнего задания

— Что называется процентом числа (величины)?

— Как найти p% от числа A?

— Как найти число A по p%?

— Как найти, сколько процентов число A составляет от числа B?

В это время на доске появляются четыре карточки, заготовленные заранее:

Фронтальная устная работа

1.  Выразите проценты в виде дроби:

1%; 5%; 70; 100%; 120%; 150%; 200%; 1020%.

2.  Выразите дроби в виде процентов:

3.  Назовите 1%: от 1 м; 1 ц; 1 кг.

4.  Назовите 5%, 17%, 23% от каждой из величин: 1 м; 1 ц; 1 кг.

(Запись сделана заранее на доске.)

Математический диктант (работа в парах)

(Два ученика работают у доски, остальные — на своих местах.)

1.  Запишите проценты в виде дроби: 10%; 20%; 75%; 150%.

2.  Запишите дроби в виде процентов:

3.  Вычислите: 50% от 400; 10% от 20; 25% от 16; 75% от 8.

4.  Найдите число:

если 1% равен 3; 10% равно 40; 50% равно 250.

5.  Сколько процентов число 50 составляет от числа 200?

6.  Сколько процентов число 200 составляет от числа 50?

Учащиеся меняются тетрадями, а учащиеся, стоящие у доски, меняются местами — идет взаимопроверка и оценка выполненной работы.

Ответы: 1.   2. 5%; 20%; 25%; 50%; 3. 200; 2; 4; 6.  4. 300; 400; 500.   5. 25%.  6. 400%.

Самостоятельная работа

(работа в группах, 5 мин)

1-я группа

Определите, какая сумма лежала на вкладе «Семейный» в банке, если доход в размере 6%, начисленный на нее, составил 720 руб.?

Решение.

2-я группа

Папа купил телевизор в кредит, уплатил первый взнос 1500 руб., остальные 75% стоимости телевизора он должен выплатить в следующие 6 месяцев равными частями. Сколько стоит телевизор? Какую сумму папа будет выплачивать каждый месяц?

Решение.

1)    — стоит телевизор;

2)   — папа будет выплачивать каждый месяц.

3-я группа

Зарплата мамы в этом месяце увеличилась на 10% и составила 9900 руб. Какова была зарплата мамы в прошлом месяце?

Решение.  

4-я группа

Дружная семья — мама, папа, брат и я — отправилась в магазин за покупками. Было у нас 5000 руб. 50% всей суммы потратили на обувь детям, а 40% остатка израсходовали на продукты. Сколько денег осталось?

Решение. 1)  . — стоит обувь;

2) 5000 – 2500 = 2500 руб. — осталось после покупки обуви;

3)   — стоят продукты;

4) 2500 – 1000 = 1500 руб. — осталось.

5-я группа

За хорошую учебу своего сына мама с папой решили купить ему новый компьютер. Первоначальная стоимость компьютера составляла 20 000 руб. Семье повезло дважды: воскресная скидка 5% и новогоднее предложение — скидка 10%. Определите цену товара после двух понижений: сначала на 5%, а потом на 10%.

Решение. 1)    — составляют 5%;

2) 20 000 – 1000 = 19 000 руб. — цена после первой скидки;

3)   — составляют 10%;

4) 19 000 – 1900 = 17 100 руб. — цена товара после двух понижений.

6-я группа

Семья отправилась на легковой машине в путешествие по маршруту Архангельск – Москва – Сочи. В первый день они проехали 35% всего пути, во второй — 40% всего пути, а в третий день они проехали остаток пути  — 650 км. Сколько километров составляет маршрут в одну сторону?

Решение. 1) 100 – (35 + 40) = 25% — часть пути, пройденная в третий день;

2)    — протяженность маршрута.

7-я группа

Постройте круговую диаграмму «Расходы семьи за месяц», если известно:

— что квартплата и коммунальные платежи составляют 5000 руб.;

— на питание тратится 10 000 руб.;

— на проезд в общественном транспорте расходуется 2000 руб.;

— на одежду, обувь в среднем тратится 4000 руб.;

— на прочие покупки — 3000 руб.

Каков бюджет этой семьи?

Решение. 1) 5000 + 10 000 + 2000 + 4000 + 3000 = 24 000 руб. — бюджет семьи;

2) 24 000 кратно 24; руб.;

— соответствуют 1000 руб.;

3) 5·15° = 75° — квартплата; 10·15° = 150° — питание; 2·15° = 30° — проезд; 4·15° = 60° — одежда, обувь; 3·15° = 45° — прочее.

Рассматриваются и анализируются решения задач каждой группы.

Рефлексия

Продолжите фразу:

— Сегодня на уроке...

— Теперь я знаю...

— Мне на уроке...

Сукова Н.