Теория и практика преподавания вероятности и статистики в российской школе
Вопрос о целесообразности введения в школьный курс основ статистики и теории вероятностей рассматривался в России уже в первой половине XIX века. Во многом такая прогрессивная позиция российской школы обуславливалась серьезными научными разработками в этой области отечественных ученых. Отдавая должное роли России в становлении и развитии этой новой области математических знаний, зарубежные ученые называли теорию вероятностей русской наукой.
Уже в первой половине XIX века преподаватель Царскосельского лицея Н.Т. Щеглов в своем школьном учебнике алгебры предлагает для изучения такие вопросы теории вероятностей: «Простая или абсолютная вероятность. Относительная вероятность. Вероятности сложные. Вероятности для явлений одно другим заменяемых. Вероятности явлений в повторяемых опытах». В учебнике даются первоначальные представления об этих понятиях, разбираются примеры с решениями.
В известном в России и неоднократно издававшемся учебнике начальной алгебры К.Д. Кра- евича, а также в задачнике того же автора есть главы «о вероятностях». Краевич использует неформальное изложение материала, не содержащее строгих утверждений и доказательств, базирующееся в основном на практических задачах и примерах («Математическая выгода. О лотереях. О вероятности человеческой жизни. О страховании»).
|
Активным обсуждением планов и программ изучения основ теории
вероятностей в средних учебных заведениях характеризуется в России начало XX
века, которое проводилось в рамках общей широкой дискуссии по реформированию
школьного математического образования. Потребность в таком обновлении школьного
курса с включением вероятностно-статистического материала осознавалась не только
математиками, но и многими представителями естественных наук. Так, план учебного
предмета теории вероятностей для средних учебных заведений, разработанный
Созданная в эти годы при Министерстве народного просвещения комиссия по изменению программ математики в средних учебных заведениях, представившая в 1910 г. свой доклад министру народного просвещения, а также съезды преподавателей вновь поставили вопрос о «введении в программу алгебры гимназий и реальных училищ элементарного курса теории вероятностей и примыкающих к ней исчислений комбинаторного анализа». Министерство придало этому вопросу серьезное значение, собрало отзывы преподавателей и профессоров, а также экспертные заключения. При этом отмечалось «как общее образовательное значение исчисления вероятностей с комбинаторным анализом, так и подготовительное значение к различным отраслям практического знания (торговля, финансовое обращение, управление, отчетности)». А также «не только образовательное, но и большое воспитательное значение» проектируемого курса. В связи с этим были запрошены отзывы и экспертизы не только ученых и педагогов-математиков, но и специалистов других областей.
Педагогические съезды поставили перед министерством вопрос о подразделении программы общеобразовательной средней школы на общую для всех учащихся и на специальную, «приноровленную как к различным категориям индивидуальных способностей, так и к согласованию программ средней и высшей школы между собою и с жизненными требованиями от образованных людей». Соответственно предполагался двухчасовой и четырехчасовой курсы теории вероятностей. Было предложено два варианта состава как двухчасового, так и четырехчасового курсов, предложенные членом комиссии министерства народного просвещения, профессором П.А. Некрасовым и директором Урюпинского реального училища П.С. Фроловым:
I. Двухчасовой основной курс
По плану П.С. Фролова1. Теория вероятностей.
2. Понятие о вероятности.
3. Бином Ньютона.
4. Теорема Я. Бернулли.
5. Статистические взаимоотношения.
По плану П.А. Некрасова
1. Теория соединений.
2. Понятие о вероятности.
3. Бином Ньютона.
4. Теорема Я. Бернулли.
5. Видоизменения теоремы Я. Бернулли.
II. Дополнения, входящие в четырехчасовой курс
По плану П.С. Фролова
6. Перемножение вероятностей.
7. Сложение вероятностей.
8. Задача Гюйгенса.
9. Теорема Байеса.
10. Свидетельские показания.
11. Задача Бюффона.
12. Задача о разорении игроков.
13. Математическое ожидание.
14. Страхование жизни.
По плану П.А. Некрасова
6. Перемножение вероятностей.
7. Сложение вероятностей.
8. Задача Гюйгенса.
9. Сличение статистических арифметических средин и математических ожиданий. Теорема Чебышева о средних величинах. Статистические взаимоотношения.
10. Теорема Байеса.
11. Свидетельские показания.
12. Задача Бюффона.
13. Задача о разорении игроков.
14. Некоторые приложения понятия математического ожидания. Цены.
15. Страхование жизни.
Из приведенного перечня вопросов видно, что российские ученые в основном находились на общих позициях: введение понятия вероятности на базе комбинаторного анализа, а затем изучение статистических приложений, исторический и прикладной аспекты, практически одни и те же вопросы выделены в рамках изучения минимального курса, различия касались в основном последовательности изложения. Предполагалось двухчасовой курс ввести «в круг учебных предметов гимназии. Место проектируемого преподавания в часах учебных занятий гимназий можно найти, сократив некоторые, менее важные теории и слишком отвлеченные и бесплодные упражнения». Четырехчасовой курс предполагался для нового создаваемого типа реальных училищ, «кои дают образование, приноровленное к экономическим и биологическим факультетам политехникумов и к другим высшим учебным заведениям, где важное значение имеют описательный и сравнительный индуктивный метод, базирующийся на математической статистике и теории вероятностей. Этот тип гимназий существует и в других государствах».
|
Однако предполагаемому сначала экспериментальному, а затем общему включению курса теории вероятностей в школу, увы, помешали известные всем объективные обстоятельства.
В советский период также не раз в повестку дня ставился вопрос
о включении вероятностно-статистического материала в курс математики средней
школы. Уже в
Понятие о вероятности явлений, сложении и умножении вероятностей, о законе больших чисел, элементы математической статистики, закон случайных ошибок — все это обозначено в программе по математике для школ второй ступени 1925 г. В это время в профессиональной педагогической печати продолжалось обсуждение путей изучения вероятности и статистики в школе, публиковались проекты программ, предлагались методические пути их реализации. Однако никаких реальных попыток включения в массовую школу не происходило.
Одновременно усиливалась потребность в разнообразных практических применениях теории вероятностей. Классическая книга «Элементарное введение в теорию вероятностей» Б.В. Гнеденко и А.Я. Хинчина, суть и смысл которой точно передан в названии, не случайно была написана именно в период Великой Отечественной войны. Отлично понимая, что «в области теории вероятностей дело обстоит так, что с практическими приложениями этой науки приходится иметь дело большому числу командиров (а подчас и рядовых работников) армии, промышленности, сельского хозяйства, экономики и т.д.», и стремясь компенсировать отсутствие школьной вероятностно-статистической базы, авторы излагают основы стохастики на уровне математических знаний семиклассника, акцентируя практические применения вероятностно-статистических законов, не стремясь углубляться в специальные и формальные вопросы.
В период реформы математического образования, начатой в 1960-е годы, выдающиеся российские математики А.Н. Колмогоров, А.Я. Хинчин, Б.В. Гнеденко, А.И. Маркушевич, И.М. Яглом поставили вопрос о включении элементов теории вероятностей в обязательный курс математики. Б.В. Гнеденко писал: «После школы молодые граждане должны отчетливо понимать, что в природе и общественной жизни далеко не все процессы сводятся к чисто детерминистическим, что такого рода подход является только первым приближением к действительности. Следующий шаг на пути познания — статистический подход. В этом огромное методологическое значение статистики и теории вероятностей... Интересы развития всех направлений науки требуют введения в школьное образование элементов статистического мышления…» Целый цикл статей посвятил проблемам включения разделов «современной математики», в том числе вероятности и статистики, в курс средней школы великий математик и педагог А.Н. Колмогоров. Он разработал возможные подходы к изложению понятия вероятности для факультативного курса в старших классах, а также содержание и методику самого курса.
|
В этот период появились также книги и статьи, написанные такими известными математиками, как А.И. Маркушевич, И.Г. Журбенко, в которых предпринимались попытки элементарного изложения для школьников основных идей и приложений теории вероятностей. Параллельно Н.Я. Виленкин опубликовал несколько пособий по комбинаторному анализу, в которых делалась опора на разбор разнообразных конкретных задач разной степени сложности. Одновременно был опубликован целый ряд работ ученых-методистов, целью которых явилось создание методики преподавания этой новой темы школьного курса. Мнения специалистов разделились. Одни методисты предлагали построить отдельный, изолированный курс собственно основ теории вероятностей, в то время как другие строили совместную комбинаторно-вероятностную линию. Однако для большинства разработок этого периода характерен акцент на вероятностный материал при весьма ограниченном присутствии элементов статистики. При этом сама идея включения элементов теории вероятностей и статистики в школьный курс была активно поддержана не только учеными и учителями математики, но и физиками, химиками, биологами и др. В тот же период вопрос о необходимости пропедевтического вероятностно-статистического курса в средней школе ставился высшей школой. Например, в одном из наиболее известных учебников теории вероятностей для вузов автор Е.С. Вентцель, анализируя ситуации с равновозможными исходами, описывает одновременно и «события, не сводящиеся к системе случаев», подчеркивая, что «все эти способы корнями своими уходят в опыт, в эксперимент, и для того, чтобы составить представление об этих способах, необходимо уяснить себе понятие частоты события и специфику той органической связи, которая существует между вероятностью и частотой». Отмечалось, что без такой пропедевтики в школе трудно обеспечить в дальнейшем сущностное понимание вероятностно-статистических процессов студентами.
Тем не менее, вероятностный материал был исключен из окончательного проекта программы. Свое сожаление выразил по поэтому поводу основоположник отечественной школы теории вероятностей и математической статистики А.Н. Колмогоров: «К сожалению, не нашел положительного решения другой вопрос — введение в курс общеобразовательной средней школы первых понятий теории вероятностей». Прежде всего, исключение материала объяснялось неподготовленностью учителей и школы в целом к преподаванию этого нового и непривычного курса, о чем убедительно свидетельствовали результаты экспериментальной проверки. Нельзя не отметить, что аргументы такого рода справедливы всегда и потому всегда препятствуют изменению программ, включению в них новых разделов. В то же время нельзя не сказать, что выводу о невозможности преподавания основ теории вероятностей в курсе математики во многом способствовал выбранный для проведения экспериментального преподавания теоретически ориентированный материал, классический априорный подход к понятию вероятности случайного события, отсутствие практических приложений и применений, межпредметных связей. Одновременно, при таком отборе содержания, теория вероятностей была практически полностью отделена от математической статистики, знакомства с основами которой не предполагалось. В экспериментальном учебнике девятого класса под редакцией А.Н. Колмогорова элементы теории вероятностей шли вслед и в развитие темы «Элементы комбинаторики». Таким образом, получился замкнутый, никак не связанный ни с остальными темами курса, ни с другими предметами фрагмент, не вызывавший интереса ни у уже мыслящих практически 15–16-летних учащихся предвыпускного класса, ни у учителей. К сожалению, этот выхолощенный подход, реализованный в экспериментальном учебнике, значительно расходился с методологией, раскрытой А.Н. Колмогоровым в его работах, и в значительной степени послужил дискредитации самой идеи внедрения вероятностного материала в программы средней школы.
|
Результатом явилось перемещение курса комбинаторики и элементов теории вероятностей на периферию системы школьного образования: в факультативные занятия в старшей школе, а также в программы классов с углубленным изучением математики, где тема оказалась последней в последнем, выпускном, 11-м классе. Однако и в этих классах была сохранена вся формальность и ограниченность классического подхода. «Сложность» задач достигается не за счет попыток углубленного и тонкого понимания вероятности случайного события, умения перейти от реальной задачи к соответствующей математической модели, а благодаря постоянному нарастанию сложности комбинаторного анализа, быстрому и формальному переходу к условной вероятности и формуле Бернулли. При этом основы вероятности было предложено изучать в отрыве и отсутствии основ математической статистики. Впрочем, изолированный и сугубо теоретический фрагмент, посвященный элементам теории вероятностей, даже в классах углубленного изучения математики так и не занял сколько-нибудь значимого места, о чем красноречиво свидетельствует практически полное отсутствие задач по этой теме в выпускных экзаменационных работах последних десятилетий в классах углубленного изучения математики.
Исключение составляет разве что экспериментальный выпускной экзамен для классов углубленного изучения математики города Санкт-Петербурга, проводившийся в 90-х годах XX века. Однако и эти предлагавшиеся на экзаменах задачи абсолютно формальны и в то же время элементарны, рассчитаны лишь на подстановку в формулы, что никак не соответствует уровню классов углубленного изучения математики и свидетельствует о неуверенности составителей экзаменационных задач в том, что соответствующий материал пройден учащимися глубоко и осмысленно.
Одновременно целый ряд исследователей и учителей-практиков, озабоченных идеей развития статистического мышления школьников, разрабатывали материалы и проводили эксперименты по проведению кружковых и факультативных занятий по статистике. Однако ограниченность возможностей реализации, само позиционирование курса как необязательного, факультативного приходило в прямое противоречие со ставившимися целями формирования базового, необходимого всем, и вовсе не только на уроках математики, статистического мышления.
Принципиальной для следующего этапа исследований в области путей возможного включения стохастики в школьный курс стала работа В.В. Фирсова, доказавшего, что именно прикладная ориентация курса теории вероятностей и математической статистики является необходимым условием формирования статистического мышления и вероятностной интуиции. В.В. Фирсов утверждал, что необходимо ввести в процесс обучения теории вероятностей такие этапы решения прикладной задачи, как формализация и интерпретация. Однако, несмотря на ряд обоснованных выводов и доказательных положений, он сам осознавал, что без широкой практической проверки высказанных методических идей и методов «вопрос о методическом пути введения элементов теории вероятностей в среднюю школу пока еще нельзя считать решенным».
Справедливости ради следует отметить, что несмотря на то, что Россия до последнего времени оставалась практически единственной развитой страной мира, в школьном курсе которой отсутствует вероятностно-статистическая линия, все эти годы продолжалась экспериментальная работа ученых, методистов, педагогов по преподаванию основ вероятности и статистики в школе. В семидесятых – восьмидесятых годах XX века в СССР был проведен ряд экспериментов по освоению и улучшению методик преподавания теории вероятностей и математической статистики. Определенными вехами в плане создания методики преподавания стохастики в школе стали исследования К.Н. Курындиной, В.Д. Селютина, Л.О. Бычковой, Д.В. Маневича, проведенные в конце 80-х годов, в них сделана попытка проанализировать причины неудачи включения вероятностно-статистического материала в школьное образование и предложено на новом, перестроечном этапе вернуться к этому актуальному вопросу.
|
Вывод о необходимости перехода от локальных и несогласованных экспериментов к массовому эксперименту, а затем и включению стохастического материала в обязательный курс математики основной школы, был зафиксирован на двух международных конференциях по преподаванию основ вероятности и статистики в школе, проведенных в 90-х Российской ассоциацией учителей математики. На конференциях был представлен разнородный и разнонаправленный экспериментальный опыт внедрения стохастики в отечественную школу и сделана попытка обсуждения этих проблем в контексте мирового опыта, представленного в выступлениях известных ученых-методистов из Франции, Польши, США.
Таким образом, на протяжении почти двух веков становления математического образования в России ставился вопрос об изучении вероятностно-статистического материала в средних общеобразовательных учреждениях и, соответственно, предлагались конкретные планы и программы. Планы включения вероятности и статистики в школу соотносились с идеями и периодами реформирования математического образования, усиления его общеобразовательной, воспитательной функции и прикладного значения. В то же время преподавание в основном предполагалось в традиционной для мировой образовательной практики того времени классической схеме, на базе комбинаторного анализа. Исключения составляли упомянутые исследования, учитывавшие новейший мировой опыт, которые, к сожалению, носили локальный характер, не в достаточной степени пропагандировались и не оказали существенного влияния на представления о том, как строить эффективную систему преподавания стохастики в школе.
В настоящее время наступил принципиально новый этап — включения стохастики в основную школу.
Литература
1. Булычев В.А. Теория вероятностей и
математическая статистика в школе: проблемы преподавания. Второй международный
семинар //Математика, 1996, № 48.
2. Вентцель Е.С. Теория вероятностей: Учеб. для
вузов. — М.: Высшая школа, 1998.
3. Гнеденко Б.В. Статистическое мышление и
школьное математическое образование // Математика в школе, 1968, № 1.
4. Гнеденко Б.В, Хинчин А.Я. Элементарное введение
в теорию вероятностей. — 8-е изд., испр. — М.: Наука, 1976.
5. Гнеденко Б.В. Формирование мировоззрения
учащихся в процессе обучения математике: Библиотека учителя математики. — М.:
Просвещение, 1982.
6. Журбенко И.Г. Из опыта проведения
факультативных занятий по теории вероятностей // Математика в школе, 1972, № 2.
7. Карп А.П. Сюжетно-блочное построение
разноуровневых вариантов письменного выпускного экзамена по алгебре и началам
анализа как средство повышения его эффективности: Автореф. дис. канд. пед.
наук. — СПб., 1997.
8. Колмогоров А.Н. Роль русской науки в развитии
теории вероятностей. В кн.: Роль русской науки в развитии мировой науки и
культуры. — Т.1, кн. 1. — М.: Изд-во МГУ, 1947.
9. Колмогоров А.Н. Введение в теорию вероятностей
и комбинаторику // Математика в школе, 1968, № 2.
10. Колмогоров А.Н. К новым программам по
математике // Математика в школе, 1968, № 2.
11. Маневич Д.В. Совершенствование содержания
общего среднего образования на основе теории вероятностей и статистики: Автореф.
дис. докт. пед. наук. — Ташкент, 1990.
12. Теория вероятностей и математика в средней
школе. Отчет по содержанию постановлений съездов преподавателей математики и по
содержанию ответов профессоров и преподавателей на вопросы министерства
Народного Просвещения. — Пг.: 1915.
13. Фирсов В.В. Введение в теорию вероятностей.
Программированное пособие для средней школы. — М.: АПН НИИ общего и
политехнического образования, 1970.
14. Фирсов В.В. Некоторые проблемы обучения теории
вероятностей как прикладной дисциплине: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М.,
1974.