Стандарты второго поколения
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА
Из раздела Пояснительная записка
Раздел «Вероятность и статистика» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Из раздела Содержание курса
ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА (50 ч)
Описательная статистика. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Случайная изменчивость. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия. Репрезентативные и нерепрезентативные выборки.
Случайные события и вероятность. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Элементарные события. Частота случайного события. Статистический подход к понятию вероятности. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Вероятности противоположных событий. Независимые события. Умножение вероятностей. Достоверные и невозможные события. Равновозможность событий. Классические модели теории вероятностей.
Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал.
Из раздела Примерное тематическое планирование (первый вариант)
МАТЕМАТИКА, 5—6 классы
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | |
6. Описательная статистика. Вероятность. Комбинаторика
(20 ч) |
||
Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие о случайном событии. Достоверное и невозможное событие. Сравнение шансов. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Множество, элемент множества. Пустое множество. Подмножество. Объединение и пересечение множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера-Венна. |
Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять
вычисления по табличным данным, сравнивать величины, находить наибольшие
и наименьшие значения и др. |
|
13. Описательная статистика (10 ч) |
||
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Случайная изменчивость. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия. Репрезентативные и нерепрезентативные выборки. |
Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять
вычисления по табличным данным. Определять по диаграммам наибольшие и
наименьшие данные в однородном ряду, сравнивать величины. |
|
14. Случайные события и вероятность (15 ч) |
||
Понятие о случайном опыте и случайном событии. Элементарные события. Частота случайного события. Статистический подход к понятию вероятности. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Вероятности противоположных событий. Независимые события. Умножение вероятностей. Достоверные и невозможные события. Равновозможность событий. Классические модели теории вероятностей. |
Проводить случайные эксперименты, в том числе с
помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты.
Вычислять относительную частоту случайного события; оценивать
вероятность с помощью частоты, полученной опытным путем. |
|
15. Элементы комбинаторики (8 ч) |
||
Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал. |
Выполнять перебор всех возможных вариантов для
пересчета объектов или комбинаций. |