«Случайность вокруг нас». Элективный курс
Пояснительная записка
Бурное развитие общества, постоянно меняющиеся условия жизни поставили перед человечеством ряд задач и проблем, на которые необходимо дать своевременные и точные ответы, найти выход из сложившихся ситуаций. Причина тому – присутствие случайностей в природных процессах, технике, экономике и других отраслях. Все подвержено случаю, ничего не происходит без вмешательства случайностей, возникающих под воздействием непостоянных, побочных причинных связей, изменяющих ход событий.
Статья опубликована при поддержке типографии "WELLTON". POS материалы в Москве от Веллтон - стопперы, рекламные и информационные стойки, гофролента и паллетная обмотка, чехлы на антикражные ворота, ростовые фигуры из картона, а также типография предлагает Вам дизайнерские и полиграфические услуги, производство сувениров. Узнать подробную информацию о типографии и предоставляемых услугах, цены и контакты Вы сможете на сайте: http://welltonart.ru.
Наука, изучающая случайные явления (стохастика), в последнее время превратилась в одну из самых быстро развивающихся математических наук. Новые теоретические результаты открывают возможности для естественнонаучного и практического использования методов стохастики. Изучение явлений природы, а также производственных, технических, экономических и иных процессов наталкивает на разыскание новых методов, закономерностей, которые порождаются случаем.
Таким образом, знакомство учащихся с элементами стохастики открывает широкие возможности для иллюстрации применимости математики к решению важных прикладных задач. Изучение этого материала имеет также большое значение для формирования научного мировоззрения учащихся. Владение азами теории вероятностей и математической статистики позволяет на содержательных (как в математическом, так и прикладном отношениях) примерах изучать различные процессы, показать известную универсальность математических методов, продемонстрировать основные этапы решения прикладных задач средствами математики.
Изучение элементов комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики вооружает школьников знаниями и умениями, которые помогают воспринимать и анализировать статистические сведения, встречающиеся в современных средствах массовой информации, на их основе делать выводы и принимать решения.
Требования к уровню освоения содержания
Учащиеся должны |
|
Знать: |
Уметь: |
Основные правила и методы решения комбинаторных задач |
Решать простейшие комбинаторные задачи |
определения и свойства вероятности, определение и виды событий, их комбинации, формулировки теорем сложения и умножения, их следствий |
решать простейшие задачи на определение вероятности события; применять теоремы сложения и умножения и их следствий для определения неизвестной вероятности |
формулировки теорем о независимых повторных испытаниях, условия их применения |
грамотно использовать теоремы о независимых повторных испытаниях в конкретных ситуациях |
понятия случайной величины, ее виды, понятие закона распределения случайной величины, способы задания и основные виды |
составлять законы распределения для дискретной случайной величины, определять ее вид |
основные числовые характеристики дискретной случайной величины, их вероятностный смысл и свойства |
вычислять числовые характеристики дискретной случайной величины различными способами |
определение функции нормального распределения, вероятностный смысл параметров, ее определяющих |
использовать нормальное распределение для решения прикладных задач |
неравенство П.Л. Чебышева, различные трактовки закона больших чисел. |
применять неравенство П.Л. Чебышева, теоремы Я. Бернулли и П.Л. Чебышева к описанию реальных процессов |
основные положения выборочного метода |
находить выборочные характеристики по эмпирическому распределению |
определение статистической гипотезы, критериев согласия |
использовать статистические гипотезы при проверке согласования теоретических и эмпирических сведений, полученных в результате наблюдений и экспериментов |
Содержание курса
Исторический очерк развития стохастики. Истоки науки: азартные игры, демографические показатели. Зарубежные школы теории вероятностей и математической статистики (становление и современность). Отечественные школы теории вероятностей и математической статистики (становление и современность).
Основы комбинаторики. Исторический экскурс. Перебор всевозможных вариантов, «дерево» испытаний. Правило умножения и сложения. Перестановки, размещения и сочетания с повторениями и без повторений. Прикладные задачи.
События и вероятность. Исторический экскурс. Достоверные, случайные и невозможные события. Статистическое определение вероятности. Классическое и геометрическое определения вероятности. Элементы аксиоматики А.Н. Колмогорова. Совместные и несовместные, зависимые и независимые, противоположные события, условная вероятность. Сложение и умножение вероятностей. Формула полной вероятности, формулы Байеса. Прикладные задачи.
Независимые повторные испытания. Исторический экскурс. Формула Я. Бернулли. Формулы А. де Муавра – П.С. Лапласа. Прикладные задачи.
Понятие случайной величины. Исторический экскурс. Случайные величины. Понятие дискретной случайной величины (ДСВ) и непрерывной случайной величины (НСВ). Закон распределения ДСВ, многоугольник распределения. Операции над случайными величинами. Распределение Я. Бернулли. Числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание, дисперсия, среднее квадратичное отклонение. Интерпретация «закона больших чисел». Понятие нормального распределения. Прикладные задачи.
Статистические характеристики. Исторический экскурс. Выборки, основы выборочного метода. Представление данных (диаграммы, гистограммы). Числовые характеристики выборки: характеристики положения (выборочная средняя, мода, медиана), характеристики разброса (размах, дисперсия, среднее квадратичное отклонение и др.). Прикладные задачи.
Статистические гипотезы. Исторический экскурс. Статистические гипотезы, их проверка. Нулевая и альтернативная гипотезы. Уровень значимости, число «степеней свободы». Критерии различия. Прикладные задачи.
Программа курса
№ |
Наименование тем и разделов |
Всего часов |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная |
||
лекция |
практикум |
лабораторная работа |
||||
I |
Исторический очерк развития стохастики |
6 |
2 |
– |
– |
4 |
II |
Основы комбинаторики |
18 |
3 |
3 |
– |
12 |
Контрольная работа № 1 |
1 |
– |
1 |
– |
– |
|
III |
События и вероятность |
15 |
2 |
3 |
– |
10 |
IV |
Независимые повторные испытания |
9 |
1 |
2 |
– |
6 |
V |
Понятие случайной величины |
18 |
3 |
3 |
– |
12 |
Зачетный практикум |
1 |
– |
1 |
– |
– |
|
VI |
Статистические характеристики |
12 |
2 |
2 |
– |
8 |
VII |
Статистические гипотезы |
15 |
2 |
3 |
– |
10 |
Контрольная работа № 2 |
1 |
– |
1 |
– |
– |
|
ВСЕГО |
96 |
15 |
19 |
– |
62 |
Материалы для контроля
Контрольная работа № 1
1. Для множеств А = {–8; –6; –4; –2} и В = {–8; –4; 0; 4; 8}
найдите: A ∩ B, A B, A\B, B\A.
2. Докажите тождество Pn = (n – 1)·(Pn – 1 + Pn – 2).
3. В разложении бинома найти член, который не зависит от а и содержит b4.
4. В вазе стоят 15 красных и 10 белых хризантем. Сколькими способами можно выбрать из вазы три хризантемы?
5. На птицеперерабатывающей фабрике 50 рабочих, среди них 15 работают в первой бригаде, 25 — во второй и 10 — в третьей. Сколькими способами кассир в один день может выдать заработную плату всем рабочим?
В зачетном практикуме, который может пройти в любой удобной для учителя форме, школьникам предлагается решить ряд задач, а также ответить на теоретические вопросы.
Данный практикум ориентирован на проверку знаний по темам «События и вероятность», «Независимые повторные испытания» и «Понятие случайной величины».
По итогам практикума выставляется рейтинговая оценка.
Контрольная работа № 2
1. При определении всхожести партии семян взяли пробу из 1500 единиц. Из отобранных семян не взошло 137. Какова относительная частота появления всхожего семени?
2. В денежно-вещевой лотерее на каждые 1000 билетов приходится 25 денежных и 12 вещевых выигрышей. Гражданин Кравцов приобрел 2 билета. Какова вероятность выигрыша: по первому билету денег, а по второму – вещи; б) хотя бы по одному билету?
3. Экспериментально установлено, что всхожесть зерна, хранящегося на складе, равна 92%. Какова вероятность того, что среди 120 посеянных зерен взойдет не менее 118?
4. Рабочие бригады, состоящей из десяти человек, имеют следующие тарифные разряды:
6, 4, 4, 3, 4, 5, 3, 3, 4, 6.
Вычислите средний разряд работников бригады, а также моду.
5. Г. Мендель при скрещивании сортов гороха наблюдал во втором поколении (F2) частоты признаков (число особей), приведенные в таблице:
Признак |
Число изученных особей F2 |
Растения с лилово красными цветками |
705 |
Растения с белыми цветками |
224 |
Всего |
929 |
Можно ли утверждать, что подобное расщепление подчиняется закону Г. Менделя (моногибридное скрещивание)?
Рекомендуемая литература
1. Баврин И.И.
Высшая математика: учеб. для студ. естественнонаучных специальностей пед.
вузов. — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000.
2. Владимирский Б.М. Математические методы в
биологии: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности
«биология». — Ростов: Изд-во Ростовского университета, 1983.
3. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и
математическая статистика. — М.: Высшая школа, 2003.
4. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по
теории вероятностей и математической статистике. — М.: Высшая школа, 2003.
5. Гнеденко Б.В. Элементарное введение в теорию
вероятностей. — М.: Наука, 1982.
6. Горелова Г.В. Теория вероятностей и
математическая статистика в примерах и задачах с применением Excel: учебное
пособие для вузов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
7. Зайцев И.А. Высшая математика: учеб. для
сельскохозяйственных вузов. — 3-е изд., испр. — М.: Дрофа, 2004.
8. Золотаревская Д.И. Теория вероятностей: Задачи
с решениями: учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Едиториал УРСС,
2003.
9. Лакин Г.Ф. Биометрия: учеб. пособие для
биологич. спец. вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1980.
10. Солодовников А.С. Теория вероятностей: учеб. пособие для
студентов пед. вузов по спец. математика. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:
Вербум-М, 1999.