Примерная программа основного общего образования. Алгебра. Геометрия: Проект
Первый вариант планирования [второй вариант]
Алгебра
7–9 классы (всего 315 ч)
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
---|---|
1 | 2 |
1. Действительные числа (15 ч [20 ч]) | |
[Обзор основных фактов, связанных с делимостью натуральных чисел: простые и составные числа, бесконечность множества простых чисел; единственность разложения натурального числа на простые множители; алгоритм Евклида. Доказательство свойств и признаков делимости. Деление с остатком.] Расширение множества натуральных чисел до множества целых, множества целых чисел до множества рациональных. Рациональное число как отношение , где m — целое число, n — натуральное. Степень с целым показателем. Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. [Понятие о корне n-й степени из числа.] Запись корней с помощью степени с дробным показателем. Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа и несоизмеримость стороны и диагонали квадрата. Десятичные приближения иррациональных чисел. [Построение на координатной прямой точек, соответствующих иррациональным числам вида , где n – натуральное число.] Множество действительных чисел; представление действительных чисел бесконечными десятичными дробями. Сравнение действительных чисел. [Периодические и непериодические десятичные дроби. Арифметические действия с действительными числами.] Взаимно однозначное соответствие между действительными числами и точками координатной прямой. Числовые промежутки: интервал, отрезок, луч. |
[Решать задачи на делимость.] Описывать множество целых чисел, множество рациональных чисел, соотношение между этими множествами. Сравнивать и упорядочивать рациональные числа, выполнять вычисления с рациональными числами, вычислять значения степеней с целым показателем. Формулировать определение квадратного корня из числа. Использовать график функции y = x2 для нахождения квадратных корней. Вычислять точные и приближенные значения корней, используя при необходимости калькулятор; проводить оценку квадратных корней. Формулировать определение корня третьей степени; находить значения кубических корней (при необходимости используя калькулятор). Использовать свойства квадратного корня, кубического корня, проводя числовые эксперименты с использованием калькулятора, компьютера. Приводить примеры иррациональных чисел; распознавать рациональные и иррациональные числа; изображать числа точками координатной прямой. Находить десятичные приближения рациональных и иррациональных чисел; сравнивать и упорядочивать действительные числа. Описывать множество действительных чисел. Использовать в письменной математической речи обозначения и графические изображения числовых множеств, теоретико-множественную символику. |
2. Измерения, приближения, оценки (10 ч [10 ч]) | |
Приближенное значение величины, точность приближения. [Абсолютная и относительная погрешности приближения.] Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире. Выделение множителя – степени в записи числа. Прикидка и оценка результатов вычислений. [Способы записи значений величин, в том числе с выделением множителя – степени 10 в записи числа.] |
Находить, анализировать, сопоставлять числовые характеристики объектов окружающего мира. Использовать запись чисел в стандартном виде для выражения размеров объектов, длительности процессов в окружающем мире. Сравнивать числа и величины, записанные с использованием степени 10. Использовать разные формы записи приближенных значений; делать выводы о точности приближения по их записи. Выполнять вычисления с реальными данными. Выполнять прикидку и оценку результатов вычислений. |
3. Введение в алгебру (8 ч [10 ч]) | |
Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных. Подстановка выражений вместо переменных. Преобразование буквенных выражений на основе свойств арифметических действий. Равенство буквенных выражений. Тождество. |
Выполнять элементарные знаково-символические действия: применять буквы для обозначения чисел, для записи общих утверждений; составлять буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или чертежом; преобразовывать алгебраические суммы и произведения (выполнять приведение подобных слагаемых, раскрытие скобок, упрощение произведений). Вычислять числовое значение буквенного выражения; находить область допустимых значений переменных в выражении. |
4. Многочлены (45 ч [50 ч]) | |
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлены и многочлены. Степень многочлена. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности. [Куб суммы и куб разности. Представление в виде многочлена выражений (a+b)4 и (a+b)5. Треугольник Паскаля.] Формула разности квадратов. [Формулы суммы кубов и разности кубов.] Преобразование целого выражения в многочлен. Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, применение формул сокращенного умножения. [Более сложные случаи разложения многочленов на множители.] Многочлены с одной переменной. Корень многочлена. Квадратный трехчлен, разложение квадратного трехчлена на множители. [Целые корни многочлена с целыми коэффициентами.] |
Формулировать, записывать в символической форме и обосновывать свойства степени с натуральным показателем; применять свойства степени для преобразования выражений и вычислений. Выполнять действия с многочленами. Доказывать формулы сокращенного умножения, применять их в преобразованиях выражений и вычислениях. Выполнять разложение многочленов на множители. Распознавать квадратный трехчлен, выяснять возможность разложения на множители, представлять квадратный трехчлен в виде произведения линейных множителей. [Находить целые корни многочленов с целыми коэффициентами.] Применять различные формы самоконтроля при выполнении преобразований. |
5. Алгебраические дроби (22 ч [30 ч]) | |
Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и ее свойства. Рациональные выражения и их преобразования. Доказательство тождеств. |
Формулировать основное свойство алгебраической дроби и применять его для преобразования дробей. Выполнять действия с алгебраическими дробями. Представлять целое выражение в виде многочлена, дробное — в виде отношения многочленов; доказывать тождества. Формулировать определение степени с целым показателем. Формулировать, записывать в символической форме и иллюстрировать примерами свойства степени с целым показателем; применять свойства степени для преобразования выражений и вычислений. [Выполнять преобразования рациональных выражений в соответствии с поставленной целью: выделять квадрат двучлена, целую часть дроби и пр., применять преобразования рациональных выражений для решения задач.] |
6. Квадратные корни (12 ч [15 ч]) | |
Понятие квадратного корня; арифметического квадратного корня. Уравнения вида x2 = a. Свойства арифметических квадратных корней: корень из произведения, частного, степени; тождества где a≥0, .
Применение свойств арифметических квадратных корней к преобразованию числовых выражений и к вычислениям. [Преобразование выражений вида |
Доказывать свойства арифметических квадратных корней; применять их к преобразованию выражений. Вычислять значения выражений, содержащих квадратные корни; выражать переменные из геометрических и физических формул. Исследовать уравнение вида |
7. Уравнения с одной переменной (38 ч [40 ч]) | |
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Свойства числовых равенств. Равносильность уравнений. Линейное уравнение. [Исследование линейного уравнения.] Решение уравнений, сводящихся к линейным. Квадратное уравнение. Неполные квадратные уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к квадратным. Биквадратное уравнение. Примеры решения уравнений третьей и четвертой степени разложением на множители; [замены переменной]. Решение дробно-рациональных уравнений. Решение текстовых задач алгебраическим способом. |
Проводить доказательные рассуждения о корнях уравнения с опорой на определение корня, функциональные свойства выражений. Распознавать линейные и квадратные уравнения, целые и дробные уравнения. Решать линейные, квадратные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к ним; решать дробно-рациональные уравнения. Исследовать квадратные уравнения по дискриминанту и коэффициентам. [Исследовать квадратные уравнения с буквенными коэффициентами.] Решать текстовые задачи алгебраическим способом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления уравнения; решать составленное уравнение; интерпретировать результат. |
8. Системы уравнений (30 ч [40 ч]) | |
Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными. Примеры решения уравнений в целых числах. Системы уравнений с двумя переменными. Равносильность систем уравнений. Система двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и сложением. [Примеры решения систем линейных уравнений с несколькими переменными.] Решение систем двух уравнений, одно из которых линейное, а другое — второй степени. Примеры решения систем нелинейных уравнений. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Декартовы координаты на плоскости. Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными, угловой коэффициент прямой; условие параллельности прямых. [Условие перпендикулярности прямых.] [Графики простейших нелинейных уравнений (парабола, гипербола, окружность).] Графическая интерпретация системы уравнений с двумя переменными. |
Определять, является ли пара чисел решением данного уравнения с двумя переменными; приводить примеры решений уравнений с двумя переменными. Решать задачи, алгебраической моделью которых является уравнение с двумя переменными; находить целые решения путем перебора. [Решать линейные уравнения и несложные уравнения второй степени с двумя переменными в целых числах.] Решать системы двух уравнений с двумя переменными, указанные в содержании. [Решать системы уравнений с несколькими переменными.] Решать текстовые задачи алгебраическим методом: переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путем составления системы уравнений; решать составленную систему уравнений; интерпретировать результат. [Исследовать системы уравнений с двумя переменными, содержащие буквенные коэффициенты.] Строить график уравнений с двумя переменными. Конструировать эквивалентные речевые высказывания с использованием алгебраического и геометрического языков. Использовать функционально-графические представления для решения уравнений и систем. |
9. Неравенства (20 ч [30 ч]) | |
Числовые неравенства и их свойства. [Доказательство неравенств.] Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Квадратные неравенства. [Примеры решения дробно-рациональных неравенств.] Системы линейных неравенств с одной переменной. |
Формулировать свойства числовых неравенств, иллюстрировать их на координатной прямой, доказывать алгебраически; применять свойства неравенств в ходе решения задач. [Доказывать неравенства.] Распознавать линейные и квадратные неравенства. Решать линейные неравенства, системы линейных неравенств. Решать квадратные неравенства, используя графические представления. [Изображать на координатной плоскости множества точек, задаваемые неравенствами с двумя переменными и их системами. Описывать алгебраически области координатной плоскости.] |
10. Зависимости между величинами (15 ч [20 ч]) | |
Зависимости между величинами. Представление зависимостей между величинами в виде формул. Вычисления по формулам. Прямая пропорциональная зависимость: задание формулой, коэффициент пропорциональности, свойства. Примеры прямых пропорциональных зависимостей. Обратная пропорциональная зависимость: задание формулой, коэффициент обратной пропорциональности, свойства. Примеры обратных пропорциональных зависимостей. Решение задач на прямую пропорциональную и обратную пропорциональную зависимости. |
Составлять формулы, выражающие зависимости между величинами, вычислять по формулам. Распознавать прямую и обратную пропорциональные зависимости. Решать текстовые задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости (в том числе с контекстом из смежных дисциплин, из реальной жизни). |
11. Числовые функции (35 ч [55 ч]) | |
Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции. График функции. Свойства функции, их отображение на графике: возрастание и убывание функции, нули функции, сохранение знака. Чтение и построение графиков функций. Примеры графиков зависимостей, отражающих реальные процессы. Функции, описывающие прямую и обратную пропорциональные зависимости, их графики. Линейная функция, ее график и свойства. Квадратичная функция, ее график и свойства. Степенные функции с натуральными показателями 2 и 3, их графики и свойства. Графики функций , [Дробно-линейная функция и ее график.] [Параллельный перенос графиков вдоль осей координат, симметрия относительно осей координат.] |
Вычислять значения функций, заданных формулами (при необходимости использовать калькулятор); составлять таблицы значений функций. Строить по точкам графики функций. Описывать свойства функции на основе ее графического представления. Моделировать реальные зависимости с помощью формул и графиков. Интерпретировать графики реальных зависимостей. Использовать функциональную символику для записи разнообразных фактов, связанных с рассматриваемыми функциями, обогащая опыт выполнения знаково-символьных действий. Строить речевые конструкции с использованием функциональной терминологии. Использовать компьютерные программы для исследования положения на координатной плоскости графиков функций в зависимости от значений коэффициентов, входящих в формулу. Распознавать виды изучаемых функций. Показывать схематически положение на координатной плоскости графиков функций вида Строить графики изучаемых функций; описывать их свойства. [Строить более сложные графики на основе графиков изученных функций, например функций, заданных разными формулами на разных промежутках области определения. Строить графики функций на основе преобразований известных графиков.] |
12. Числовые последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15 ч [20 ч]) | |
Понятие числовой последовательности. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена. [Числа Фибоначчи.] Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n членов. Изображение членов арифметической и геометрической прогрессий точками координатной плоскости. Линейный и экспоненциальный рост. Сложные проценты. |
Применять индексные обозначения, строить речевые высказывания с использованием терминологии, связанной с понятием последовательности. Вычислять члены последовательностей, заданных формулой n-го члена или рекуррентной формулой. Устанавливать закономерность в построении последовательности, если выписаны первые несколько ее членов. Изображать члены последовательности точками на координатной плоскости. Распознавать арифметическую и геометрическую прогрессии при разных способах задания. Выводить на основе доказательных рассуждений формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий; решать задачи с использованием этих формул. Рассматривать примеры из реальной жизни, иллюстрирующие изменение в арифметической прогрессии, в геометрической прогрессии; изображать соответствующие зависимости графически. Решать задачи на сложные проценты, в том числе задачи из реальной практики (с использованием калькулятора). |
13. Описательная статистика (10 ч [15 ч]) | |
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Случайная изменчивость. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах, дисперсия. Репрезентативные и нерепрезентативные выборки. |
Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным. Определять по диаграммам наибольшие и наименьшие данные, сравнивать величины. Организовывать информацию в виде таблиц, столбиковых и круговых диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ. Приводить примеры числовых данных (цена, рост, время на дорогу и др.), находить среднее арифметическое, размах, дисперсию числовых наборов. Приводить содержательные примеры использования средних и дисперсии для описания данных (уровень воды в водоеме, спортивные показатели, определение границ климатических зон и др.). |
14. Случайные события и вероятность (15 ч [20 ч]) |
|
Понятие о случайном опыте и случайном событии. Элементарные события. Частота случайного события. Статистический подход к понятию вероятности. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Вероятности противоположных событий. Независимые события. Умножение вероятностей. Достоверные и невозможные события. Равновозможность событий. Классические модели теории вероятностей. [Испытания Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний Бернулли.] |
Проводить случайные эксперименты, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретировать их результаты. Вычислять частоту случайного события; оценивать вероятность с помощью частоты, полученной опытным путем. Приводить примеры достоверных и невозможных событий. Объяснять значимость маловероятных событий в зависимости от их последствий. Решать задачи на нахождение вероятностей событий. Приводить примеры противоположных событий. Использовать при решении задач свойство вероятностей противоположных событий. |
15. Элементы комбинаторики (8 ч [15 ч]) |
|
Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Комбинаторное правило умножения. Перестановки и факториал. |
Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций. Применять правило комбинаторного умножения для решения задач на нахождение числа объектов или комбинаций (диагонали многоугольника, рукопожатия, число кодов, шифров, паролей и т.п.). Распознавать задачи на определение числа перестановок и выполнять соответствующие вычисления. Решать задачи на вычисление вероятности с применением комбинаторики. |
16. Множества. Элементы логики (7 ч [10 ч]) |
|
Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств, разность множеств. [Законы Моргана. Понятие о классификации.] Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера—Венна. Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример. Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок «если…, то …», «в том и только том случае». [Необходимое и достаточное условие.] Логические связки «и», «или». |
Приводить примеры конечных и бесконечных множеств. Находить объединение и пересечение конкретных множеств, разность множеств. Приводить примеры несложных классификаций. Использовать теоретико-множественную символику и язык при решении задач в ходе изучения различных разделов курса. Воспроизводить формулировки определений; конструировать несложные определения самостоятельно. Воспроизводить формулировки и доказательства изученных теорем, проводить несложные доказательства самостоятельно; ссылаться в ходе обоснований на определения, теоремы, аксиомы. Иллюстрировать математические понятия утверждениями и примерами. Использовать примеры и контрпримеры в аргументации. Конструировать математические предложения с помощью связок «если…, то…», «в том и только том случае», логических связок «и», «или». |
Резерв времени (10 ч [20 ч]) |
Геометрия
7–9 классы (всего 210 ч)
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1 |
2 |
1. Прямые и углы (20 ч [20 ч]) | |
---|---|
Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Угол. Прямой
угол, острый и тупой углы, развернутый угол. Вертикальные и смежные
углы. Биссектриса угла и ее свойство. Свойства углов с параллельными и
перпендикулярными сторонами. |
Формулировать определения и иллюстрировать понятия
отрезка, луча; угла; прямого, острого, тупого и развернутого углов;
вертикальных и смежные углов; биссектрисы угла. |
2. Треугольники (65 ч [65 ч]) | |
Треугольники. Прямоугольные, остроугольные, и
тупоугольные треугольники. Высота, медиана, биссектриса, средняя линия
треугольника. Равнобедренные и равносторонние треугольники; свойства и
признаки равнобедренного треугольника. |
Распознавать на чертежах, формулировать определения,
изображать прямоугольный, остроугольный, и тупоугольный, равнобедренный,
равносторонний треугольники; высоту, медиану, биссектрису, среднюю линию
треугольника. |
3. Четырехугольники (20 ч [20 ч]) | |
Четырехугольник. Параллелограмм, теоремы о свойствах
сторон, углов и диагоналей параллелограмма и его признаки. |
Распознавать, формулировать определение и изображать
параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб, трапецию, равнобедренную и
прямоугольную трапеции, среднюю линию трапеции. |
4. Многоугольники (10 ч [10 ч]) | |
Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники. Теорема о сумме углов выпуклого многоугольника. Теорема о сумме внешних углов выпуклого многоугольника. |
Распознавать многоугольники, формулировать
определение и приводить примеры многоугольников. |
5. Окружность и круг (20 ч [20 ч]) | |
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга,
хорда. Сектор, сегмент. [ теоремы об изменении углов, связанных с
окружностью.] Взаимное расположение прямой и окружности, двух
окружностей. Касательная и секущая к окружности. |
Формулировать определения понятий, связанных с
окружностью, секущей и касательной к окружности, углов, связанных с
окружностью. |
6. Геометрические преобразования (10 ч [10 ч]) | |
Понятие о равенстве фигур. Понятие движения: осевая и центральная симметрии, параллельный перенос, поворот. Понятие о подобии фигур и гомотетии. |
Объяснять и иллюстрировать понятия равенства фигур,
подобия. Строить равные и симметричные фигуры, выполнять параллельный
перенос и поворот. |
7. Построения с помощью циркуля и линейки (5 ч [5 ч]) | |
Построения с помощью циркуля и линейки. Основные
задачи на построение: деление отрезка пополам; построение угла, равного
данному; построение треугольника по трем сторонам; построение
перпендикуляра к прямой; построение биссектрисы угла; деление отрезка на
n равных частей. |
Решать задачи на построение с помощью циркуля и
линейки. |
8. Измерение геометрических величин (25 ч [35 ч]) | |
Длина отрезка. Длина ломаной. Периметр
многоугольника. |
Объяснять и иллюстрировать понятие периметра
многоугольника. |
9. Координаты (10 ч [10 ч]) | |
Координаты. Декартовы координаты на плоскости; координаты точки. Координаты середины отрезка. Уравнение прямой, угловой коэффициент прямой, условие параллельности прямых. Уравнение окружности. |
Объяснять и иллюстрировать понятие декартовой системы
координат. |
10. Векторы (5 ч [10 ч]) | |
Вектор (на плоскости). Координаты вектора. Длина (модуль) вектора. Равенство векторов. Угол между векторами. Операции над векторами: умножение на число, сложение, скалярное произведение. |
Формулировать определения и иллюстрировать понятия
вектора, длины (модуля) вектора, коллинеарных векторов, равных векторов. |
Резерв времени (20 ч [15 ч]) |