Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №17/2009

Проверим готовность пятиклассников к обучению в основной школе

Готовность к обучению в основной школе определяется сформированностью базовых математических знаний и умений, развитием общеучебных умений и способностью проявить математическую компетентность при разрешении задач повседневной жизни. Предлагаемая ниже работа проверяет наличие у пятиклассников базовой математической подготовки, соответствующей «Требованиям к обязательной подготовке оканчивающих начальную школу» (2004 г.), которые обеспечивают успешность изучения математики на следующем этапе обучения. При этом проверка овладения учащимися знаниями и умениями на повышенном уровне в цели этой работы не входит.
По содержанию задания работы подразделяются на 5 блоков:
— натуральные числа (3 задания);
— арифметические действия (7 заданий);
— текстовые задачи (6 заданий);
— величины (4 задания);
— геометрические фигуры и измерение геометрических величин (4 задания).
Ниже приводится список проверяемых знаний и умений (требования, не включенные в этот перечень, например, знать/понимать таблицу сложения однозначных чисел, уметь пользоваться изученной математической терминологией, уметь выполнять устно арифметические действия в пределах 100, проверяются опосредованно при проверке других умений):

• знать последовательность чисел в пределах 100 000 — № 1;
• знать правила порядка выполнения действий в числовых выражениях — № 7;
• читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000 — № 2, 3;
• выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число) — № 4, 5;
• вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 действия (со скобками и без них) — № 8, 9;
• проверять правильность выполнения вычислений — № 6;
• решать текстовые задачи арифметическим способом (не более двух действий) — № 12–14;
• чертить с помощью линейки отрезок заданной длины, измерять длину заданного отрезка — № 20;
• распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на бумаге с разлиновкой в клетку (с помощью линейки и от руки) — № 21;
• вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата) — № 22;
• сравнивать величины по их численным значениям; выражать данные величины в различных единицах — № 17, 18;
• сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости — № 16, 23;
• решать задачи, связанные с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.) — № 10, 11, 15, 19;
• самостоятельно конструировать с учетом возможностей применения разных геометрических фигур — № 24.

Работа рассчитана на 1 урок — 45 минут.
В работе используются два типа заданий: с выбором ответа (18 заданий) и с кратким ответом (6 заданий). Чтобы обеспечить полноту проверки, преимущество отдано заданиям с выбором ответа.
В соответствии со структурой Требований к уровню подготовки выпускников, принятой в стандартах (знать/понимать, уметь, применять полученные знания в практических ситуациях), включенные в работу задания проверяют: знание и понимание содержания понятий, их свойств, отношений, приемов решения задач (7 заданий), владение основными правилами и алгоритмами действий (7 заданий), а также умение применять знания к решению задач, не сводящихся к прямому применению правил, алгоритмов действий
(5 заданий), умение применять знания в простейших жизненных ситуациях (5 заданий).
Трудность заданий находится в диапазоне 55–97%.
Выполнение каждого задания оценивается по следующей шкале: «верно», «неверно», «ответ отсутствует».
При оценке выполнения работы устанавливается наличие или отсутствие у пятиклассника базовой математической подготовки, поэтому отметка по пятибалльной шкале не выставляется. В качестве результата выполнения работы используется такой показатель, как процент верно выполненных заданий. Считается, что уровень подготовки учащегося соответствует требованиям стандарта, если он выполнил верно не менее 75% заданий работы. В этом случае учащийся получает отметку «прошел тест».
Ознакомьте учащихся со структурой теста, особенностями его выполнения и критериями оценивания результатов.

Тест

Ребята! Вам предлагается выполнить 24 задания, проверяющих вашу математическую подготовку. Для этого вам дается один урок.
К некоторым заданиям даны 4 варианта ответа, обозначенные буквами А, Б, В и Г. Только один из них верный. Надо внимательно прочитать задание, выполнить его и на листочке с заданиями обвести кружком букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному варианту ответа. Если вы захотите изменить свой ответ, то зачеркните этот кружок и обведите ту букву, которая, по вашему мнению, соответствует верному ответу.
К некоторым заданиям варианты ответа не даны. Вы должны выполнить задание и записать полученный вами результат в строку «Ответ».
При выполнении теста самое главное – дать верный ответ на возможно большее число заданий.
Не задерживайтесь долго на заданиях, которые не можете выполнить сразу. Вы сможете вернуться к ним, если у вас останется время.
При выполнении заданий от вас не требуется запись решения или объяснение выбранного ответа. Для экономии времени делайте только такие записи, которые вам самим необходимы для решения задачи. Эти записи можно делать на черновике.
Не волнуйтесь, что вы не успеете выполнить все задания. Для получения отметки «прошел тест» достаточно выполнить верно 18 заданий.
Приступайте к выполнению теста. Желаю успеха в работе!

1. Какая цифра стоит в разряде сотен в записи числа 132 567?
А. 3.      Б. 2.      В. 5.      Г. 6

2. Какое число следует за числом 13 999?
Ответ: ______

3. Какое из данных чисел меньше числа 4083?
А. 4100.      Б. 4803.
В. 4308.      Г. 4079.

4. Вычисли: 2653 + 547.
А. 3200.      Б. 3190.
В. 2200.      Г. 8123.

5. Вычисли: 5706 : 18.
А. 325. Б. 312. В. 3017. Г. 317.

6. Каким действием можно проверить правильность вычисления: 360 : 24 = 15?
А. 15 + 360.      Б. 15·360.
В. 15 + 24.        Г. 15·24.

7. В каком случае правильно расставлен порядок действий в выражении: 60 : 6 – 2∙3?

8. Вычисли: 280 + 1890 : 35.
А. 334. Б. 2170. В. 54. Г. 62.

9. Вычисли: 400 – (8·15 + 30).
А. 310.      Б. 250.
В. 150.       Г. 40.

10. В очереди на автобусной остановке стояли 43 пассажира. Приехали 3 микроавтобуса, в каждый из которых сели 13 пассажиров. Сколько пассажиров осталось на остановке?
Ответ: ______

11. Мотоциклист ехал со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние он проехал за 3 ч?
А. 180 км.      Б. 20 км.
В. 63 км.        Г. 57 км.

12. За 5 одинаковых журналов заплатили 90 р. Сколько стоят 2 таких журнала?
А. 450 р.      Б. 180 р.
В. 36 р.        Г. 18 р.

13. Стул стоит 100 рублей, он дешевле кресла в 5 раз. Сколько стоит кресло?
А. 20 р.         Б. 105 р.
В. 5000 р.      Г. 500 р.

14. В одной коробке 24 карандаша, а в другой на 6 карандашей больше. Сколько карандашей в двух коробках?
Ответ: ______

15. Маша купила три пачки печенья по 6 р. за пачку и один пакет сока за 8 р. Какую сдачу получила Маша, если она дала кассиру 50 р.?
А. 26 р.       Б. 24 р.
В. 14 р.       Г. 36 р.

16. Закончи предложение: «Длина карандаша равна 12 …».
А. мм.       Б. см.
В. дм.        Г. м.

17. Сравни 3 кг 55 г и 3055 г. Запиши ответ, используя знак «>», или «<», или «=».
Ответ: ______

18. Вырази 4 минуты в секундах.
А. 400 с.      Б. 4000 с.
В. 200 с.      Г. 240 с.

19. Чтобы отмерить 10 м Андрею пришлось сделать 20 шагов. Определи длину его шага.
А. 5 см.          Б. 50 см.
В. 500 см.      Г. 2 м.

20. Запиши длину отрезка МK в миллиметрах.

Ответ: ______

21. Сколько треугольников ты видишь на рисунке?
А. 1.      Б. 2.      В. 3.      Г. 4.

22. Стороны прямоугольника равны 4 см и 8 см. Вычисли периметр прямоугольника.
Ответ: ______

23. Четыре площадки уложены одинаковыми квадратными плитами. Какая площадка имеет наибольшую площадь?

24. Из двух квадратов и двух прямоугольников сложили большой квадрат, как показано на рисунке. Сторона одного квадрата равна 2 дм, другого 3 дм. Запиши, чему равна сторона большого квадрата.

Ответ: ______

Минаева С., Рослова Л.