Тема урока: «Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии»
Девизом нашего урока будут слова русского математика В.П. Ермакова: «В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления».
Ход урока
Постановка проблемы
На доске — портрет Гаусса. Учитель или ученик, которому заранее было дано задание подготовить сообщение, рассказывает, что когда Гаусс учился в школе, учитель предложил учащимся сложить все натуральные числа от 1 до 100. Маленький Гаусс решил эту задачу за минуту.
Вопрос. Как Гаусс получил ответ?
Поиск путей решения
Учащиеся высказывают свои предположения, затем подводится итог: сообразив, что суммы 1 + 100, 2 + 99 и т.д. равны, Гаусс умножил 101 на 50, то есть на число таких сумм. Иначе говоря, он заметил закономерность, которая присуща арифметической прогрессии.
Вывод формулы суммы n первых членов арифметической прогрессии
Записать на доске и в тетрадях тему урока. Ученики вместе с учителем записывают вывод формулы:
Пусть a1; a2; a3; a4; ...; an – 2; an – 1; an — арифметическая прогрессия.
Первичное закрепление
1. Решим, используя формулу (1), задачу Гаусса:
2. Используя формулу (1), устно решить задачи (их условия записаны на доске или кодопозитиве), (an) — арифметическая прогрессия:
а) a1 = 2, a10 = 20. S10 — ? [110]
б) a1 = –5, a7 = 1. S7 — ? [–14]
в) a1 = –2, a6 = –17. S6 — ? [–57]
г) a1 = –5, a11 = 5. S11 — ? [0]
3. Выполнить задание.
Дано: (an) — арифметическая прогрессия;
a1 = 3, a60 = 57.
Найти: S60.
Решение. Воспользуемся формулой суммы n первых членов арифметической прогрессии
;
Ответ: 1800.
Дополнительный вопрос. Сколько типов различных задач можно решить по этой формуле?
Ответ. Четыре типа задач:
— найти сумму Sn;
— найти первый член арифметической прогрессии a1;
— найти n-й член арифметической прогрессии an;
— найти количество членов арифметической прогрессии.
4. Выполнить задание: № 369(б).
Найдите сумму шестидесяти первых членов арифметической
прогрессии (an), если
Решение.
Ответ: 1230.
Дополнительный вопрос. Запишите формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Ответ: an = a1 + d(n – 1).
5. Вычислите формулу девяти первых членов арифметической
прогрессии (bn),
если b1 = –17, d =
6.
— Можно ли вычислить сразу, используя формулу?
— Нет, так как неизвестен девятый член.
— Как его найти?
— По формуле n-го члена арифметической прогрессии.
Решение. b9 = b1 + 8d = –17 + 8∙6 = 31;
Ответ: 63.
Вопрос. А нельзя ли найти сумму, не вычисляя девятого члена прогрессии?
Постановка проблемы
Проблема: получить формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии, зная ее первый член и разность d.
(Вывод формулы у доски учеником.)
Решим № 371(а) по новой формуле (2):
Устно закрепим формулы (2) (условия задач записаны на доске).
(an) — арифметическая прогрессия.
1. a1 = 3, d = 4. S4 — ? [36]
2. a1 = 2, d = –5. S3 — ? [–9]
Выяснить у учащихся, какие вопросы непонятны.
Самостоятельная работа
Вариант 1
Дано: (an) — арифметическая прогрессия.1. a1 = –3, a6 = 21. S6 — ? [54]
2. a1 = 6, d = –3. S4 — ? [6]
Вариант 2
Дано: (an) — арифметическая прогрессия.
1. a1 = 2, a8 = –23. S8 — ? [–84]
2. a1 = –7, d = 4. S5 — ? [5]
Ученики меняются тетрадями и проверяют решения друг у друга.
Подвести итог усвоения материала по результатам самостоятельной работы.