Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №20/2009

Что проще? Разные подходы к решению стереометрических задач

В «Математике» 2009, № 6 были опубликованы две статьи, посвященные векторно-координатному методу решения стереометрических задач [1, 2]. Мы приведем «чисто геометрические» решения всех 10 задач, разобранных в [1], и обсудим плюсы и минусы двух подходов, а также рассмотрим некоторые стереометрические задачи ЕГЭ. Нумерация задач сохранена.

Задача 1. Отрезок, соединяющий вершину тетраэдра с центроидом противолежащей грани, называется медианой этого тетраэдра; отрезок, соединяющий середины противоположных ребер тетраэдра, называется его бимедианой. Докажите:

а) что все медианы тетраэдра пересекаются в одной точке и эта точка делит каждую из медиан в отношении 3 : 1, считая от вершины;

б) все бимедианы тетраэдра пересекаются в одной точке и делятся ею пополам;

в) точка пересечения бимедиан тетраэдра совпадает с точкой пересечения его медиан.

Решение. Рассмотрим произвольную медиану, например, DD1 и произвольную бимедиану, например, MN, где M — середина BC. Они лежат в одной плоскости AMD, и потому пересекаются в некоторой точке G. Зная отношения

AN : ND = 1 : 1 и AD1 : D1M = 2 : 1,

легко найти, в каких отношениях отрезки MN и DD1 делят друг друга. Проще всего воспользоваться теоремой Менелая, из которой сразу получим, что

MG = GN и DG = 3GD1.

Следовательно, все бимедианы имеют общую середину (G), и эта точка делит любую медиану в отношении 3 : 1, считая от вершины тетраэдра, что и требовалось доказать.

Если применение теоремы Менелая «недостаточно элементарно», нужные отношения можно найти, проведя, например, отрезок NK, параллельный DD1 (рис. 1); тогда из теоремы Фалеса и подобия соответствующих треугольников получим:

Задача 2.В параллелепипеде АВСDА1В1С1D1 точка М — середина диагонали А1С1 грани A1B1C1D1, точка K — середина ребра ВВ1. Докажите, что прямые А1В1, и ВС1 параллельны некоторой плоскости.

Решение. Плоскость α = BC1D1 (рис. 2) содержит прямую BC1, параллельна прямой A1B1 (так как C1D1 C A1B1) и параллельна прямой MK (так как MK C BD1 как средняя линия треугольника BB1D1). Поэтому все три рассматриваемые прямые параллельны любой плоскости, параллельной α.

Задача 3. На диагоналях АВ1 и ВС1 граней AA1B1B и ВВ1С1С параллелепипеда ABCDA1B1C1D1 взяты точки соответственно Н и M так, что отрезки НM и A1C параллельны. Найдите отношение длин этих отрезков.

Решение. Нарисуем параллельную проекцию данной фигуры (рис. 3) вдоль прямой BD; для определенности — на плоскость ACC1. Получится рисунок 4: вся прямая BD проецируется в одну точку, а именно, в точку O ее пересечения с AC, то есть в середину AC, и, аналогично, прямая B1D1, параллельная BD, перейдет в середину O1 отрезка A1C1. Поскольку проекции AO1 и OC1 отрезков AB1 и BC1 параллельны, все отрезки MRHR с концами на OC1 и AO1, параллельные A1C, в том числе и проекция рассматриваемого отрезка MH, равны между собой. Таким образом, они равны отрезку M0H0, высекаемому прямыми AO1 и OC1 непосредственно на диагонали A1C (см. рис. 4; на самом деле, этот отрезок как раз и будет проекцией отрезка MH, хотя это нам сейчас и неважно). По теореме Фалеса CM0 = M0H0 = H0A1; следовательно, MH : A1C = M0H0 : A1C = 1 : 3.

В решении использовано то, что проекция отрезка MH — это отрезок, параллельный A1C (или лежащий на прямой A1C), и что эти отрезки пропорциональны своим проекциям; эти факты следуют из известных основных свойств параллельной проекции.

Задача 4. В кубе ABCDA1B1C1D1, ребро которого равно 6, найдите:

а) расстояние от вершины А1 до плоскости ВС1D;

б) угол между диагональю ВА1 грани АА1В1В и плоскостью ВС1D .

Решение. а) Рассмотрим тетраэдр A1BC1D (рис. 5). Все его ребра — диагонали граней куба (они равны ), то есть этот тетраэдр правильный. Расстояние от его вершины A1 до грани BC1D есть его высота, и найти ее можно через объем. Тетраэдр получается в результате отрезания от куба плоскостями его граней четырех равных «прямоугольных» тетраэдров. Возьмем один из них, например, ABDA1. Площадь его основания ABD вдвое меньше площади грани куба, а высота равна высоте куба, поэтому его объем в 6 раз меньше объема куба. Следовательно,

Статья опубликована при поддержке компании "Евина". Карнизы, фризы, кронштейны, пилястры, балясины, панно, порезки и другое. Гарантия качества, доступные цены, изготовление и реставрация лепнины. Узнать подробную информацию о компании, посмотреть каталог лепнины, цены и контакты Вы сможете по ссылке - www.evina.ru.

Площадь S равностороннего треугольника BDC1 со стороной равна Следовательно, искомое расстояние равно

б) Если из точки P проведены к некоторой плоскости наклонная длины l и перпендикуляр h (рис. 6), то угол a между наклонной и плоскостью можно найти по формуле В нашей задаче и

Задача 5. Найдите расстояние между скрещивающимися диагоналями АВ1 и ВС1 смежных граней АА1В1В и ВВ1С1С куба ABCDA1B1C1D1, если ребро этого куба равно 12.

Решение. Поскольку AB1DC1, плоскость BDC1 параллельна прямой AB1 (рис. 7). Следовательно, искомое расстояние равно расстоянию от любой точки прямой AB1, например, от A, до указанной плоскости и найти его можно через объем, как в задаче 4. С поправкой на другую длину ребра куба, мы, фактически, уже вычислили и объем тетраэдра CBDC1 (он равен объему ABDA1), и площадь грани BDC1.

Ответ:

Данную задачу можно было бы решить и с помощью задачи 3, заметив, что диагональ A1C куба перпендикулярна и к BC1, и к AB1 (это следует из теоремы о трех перпендикулярах: например, проекция A1C на грань BCC1B1 есть диагональ B1C этой грани и перпендикулярна BC1, значит, и A1C BC1). Таким образом, общий перпендикуляр прямых BC1 и AB1 есть отрезок с концами на этих прямых, параллельный A1C. А в задаче 3 мы нашли, что он втрое короче A1C.=

Задача 6. Около правильной четырехугольной пирамиды, каждое ребро которой равно 10, описан цилиндр так, что все вершины пирамиды находятся на окружностях оснований цилиндра. Найдите объем и площадь боковой поверхности цилиндра.

Решение этой задачи состоит из двух частей: сначала нужно понять, как расположена данная пирамида PABCD внутри цилиндра и какие ее параметры нужно найти, чтобы получить радиус основания и высоту цилиндра, а затем все посчитать. Первая часть при любом подходе является «геометрической», а во второй части центральный момент — вычисление высоты цилиндра, которая равна расстоянию от плоскости боковой грани пирамиды (например, ABP; рис. 8) до противоположной стороны основания (CD), параллельной этой плоскости. То есть нужно найти расстояние от вершины D (или C, или вообще любой точки стороны) до плоскости ABP. В [1] это расстояние вычисляется векторным методом, а мы, в качестве упражнения, предлагаем читателю найти его через объем тетраэдра ABPD.

Задача 7. В треугольной пирамиде РАВС все плоские углы при вершине Р прямые. Найдите площадь сферы, описанной около этой пирамиды, если РА = 2, РВ = 3, РС = 4.

Решение. Достроим данную пирамиду до прямоугольного параллелепипеда (рис. 9). Как известно, его диагонали равны и имеют общую середину O. Точка O равноудалена от вершин параллелепипеда и, следовательно, является центром его описанной сферы, которая, разумеется, будет и описанной сферой пирамиды. Следовательно, радиус R сферы равен половине диагонали d параллелепипеда, а ее площадь равна

Задача 8. В тетраэдре РАВС два плоских угла при вершине Р прямые, а величина третьего плоского угла равна 60°. Найдите радиус сферы, описанной около этой пирамиды, если РА = РВ = РС = 12.

В этом случае тетраэдр можно достроить до правильной призмы, искомая сфера будет описана около этой призмы и ее центр будет серединой отрезка, соединяющего центры оснований (рис. 10). Вычисление радиуса оставляем в качестве упражнения.

Задачу 9 из [1] мы пропустим — это упрощенный вариант задачи 7.

Задача 10. В трехгранном угле РАВС известны величины плоских углов при вершине Р: АРВ = ВРС = АРС = 60°. Сфера, центр которой удален от вершины Р на расстояние, равное касается всех ребер этого угла. Найдите радиус данной сферы.

Решение. Рассматриваемый угол равен трехгранному углу правильного тетраэдра. Поместим такой тетраэдр в куб, как это было сделано на рисунке 5. Очевидно, что вписанная в куб сфера касается всех ребер тетраэдра, то есть диагоналей граней куба (в их серединах). Ее центр находится в центре куба. Если радиус сферы равен R, то ребро куба равно 2R, а расстояние от его центра до вершины равно Поскольку оно равно то (Заметим, что решение этой задачи занимает в [1] целую страницу!)

Разобранные примеры убеждают, что по части простоты (краткости) и тем более изящности векторно-координатные решения не могут тягаться с геометрическими. Достоинства векторно-координатного метода имеют более прагматический характер. Во-первых, этот метод более «алгоритмичен», позволяет решать задачи «не думая», по шаблону. Во-вторых, он универсален — предлагаемые алгоритмы решения применимы к любой геометрической конфигурации. И, наконец, он практически не требует геометрических обоснований, которые все равно почти никогда не бывают полными. Именно эти соображения выходят на первый план, например, в условиях экзамена. Но нужно понимать, что они оборачиваются и тем, что решения зачастую получаются громоздкими, с большим количеством вычислений, которые оторваны от геометрического смысла, а значит, и с большей вероятностью арифметических ошибок, которые трудно отследить. Кроме того, в школьном курсе геометрии остались лишь только самые основные сведения о векторах и координатах в пространстве, так что круг задач, в которых их целесообразно применять, невелик. В первую очередь к таким задачам можно отнести задачи на углы между скрещивающимися прямыми, в частности, на перпендикулярность. А в задачах на нахождение расстояний удобнее использованный нами выше метод объемов, который не уступает векторному методу в смысле «алгоритмичности», но, как правило, приводит к более экономным вычислениям. Еще один полезный метод — метод проекций. Он был использован в решении задачи 3, но применим и ко многим другим задачам типа рассмотренных выше; подробнее см. [3].

Интересно посмотреть с этой точки зрения на стереометрические задачи ЕГЭ. В [2] две такие задачи решены с применением координат на одном из этапов решения. Вряд ли можно сказать, что это приносит особые дивиденды по сравнению с «обычными» решениями, да и в целом анализ задач ЕГЭ показывает, что они не очень «приспособлены» к векторно-координатному подходу. А вот хорошие «геометрические» решения, использующие, как и многие из примеров выше, удачные конкретные данные, встречаются. Такие решения иногда выглядят не совсем «честными», но для экзаменационных задач они достаточно типичны — ведь задачи составляются так, чтобы их можно было решить, да еще и чтобы ответ был хорошим. Приведем пример из ЕГЭ 2008 г.

Задача 11. Дан конус с вершиной M, радиус основания которого равен 6. На окружности его основания выбраны точки A, B, C так, что углы BMA, AMC, CMB равны 90° каждый. Точка F выбрана на дуге BC окружности основания конуса, не содержащей точки A, так, что объем пирамиды MABFC наибольший. Найдите расстояние от точки F до плоскости MAB.

Задача решается в несколько строк и практически без вычислений. Ясно, что пирамида MABC правильная (рис. 11), а F — середина дуги BC (кстати, последнее разрешалось не доказывать на экзамене). Искомое расстояние hF — это высота пирамиды MABF, опущенная на грань ABM.

Заметим, что высоту hC пирамиды MABC, опущенную на ту же грань, легко найти — она совпадает с ребром CM и равна

Поэтому достаточно найти отношение hF : hC, а оно равно отношению объемов пирамид. Имеем:

(мы учли, что пирамиды имеют общую высоту, проведенную из вершины M; последнее равенство очевидно). Отсюда

Ответ:

Интересно, что аналогичные задачи из большинства других вариантов этого же экзамена оказались значительно сложнее, что было явной недоработкой составителей ЕГЭ. Предлагаем одну из этих задач в качестве упражнения. Общий план ее решения такой же, как и в предыдущей задаче, но здесь у нас нет такого подарка, как практически данная эталонная величина, с которой можно сравнить искомое расстояние (длина ребра CM, равная расстоянию от C до плоскости ABM). Поэтому приходится потрудиться. А при вычислениях можно использовать и метод объемов, и проекцию.

Задача 12. Дан конус с вершиной M, радиус основания которого равен В основание этого конуса вписан шестиугольник ABCDEF так, что углы AMB, BMC, CMD, DME, EMF, FMA равны a каждый, причем На дуге BC окружности основания конуса, не содержащей точки A, выбрана точка L так, что объем пирамиды MABLCDEF наибольший. Найдите расстояние от точки L до плоскости ABM.

Литература

1. Потоскуев Е. Векторный метод решения стереометрических задач // Математика, 2009, № 6, с. 27–34.

2. Фалин Г., Фалин А. Применение метода координат для решения задач ЕГЭ по стереометрии // Математика, 2009, № 6, с. 24–26.

3. Дубровский В. Неожиданный ракурс // Квант, 1980, № 2, с. 46–50.

Дубровский В.