Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №21/2009

Тема урока «Вычисления с микро- калькулятором»

Как показывают международные исследования, выпускники российских школ обладают более глубокими знаниями, чем их зарубежные сверстники, но хуже умеют эти знания применять. Проводя этот урок, мне хотелось не на словах, а на деле показать силу математических методов в различных областях человеческой деятельности, научить учащихся применять полученные математические знания и реализовать межпредметные связи.

Учебник «Алгебра, 8 класс», авторы: Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др.

Цели урока :

  • научить применять микрокалькулятор при вычислениях;
  • учить анализировать, сравнивать.

Ход урока

Учитель. Ребята, на каких уроках вы уже применяли микрокалькулятор? С какой целью? Верно, чтобы сэкономить время и не ошибиться в сложных вычислениях. Основная цель сегодняшнего урока: научиться применять МК при вычислениях. А учиться мы будем на материале совсем не математическом.

Чтобы проверить, умеете ли вы вычислять на МК, я предлагаю вам написать программы вычислений, записанных на доске.

(Учащиеся пишут программы вычислений, учитель корректирует записи, стирает лишние клетки.)

Учитель. Сегодня на уроке мы будем рассчитывать количество пищи с учетом ее калорийности. А как вы понимаете фразу «здоровое питание»? Как надо питаться? Я наблюдаю за вами и вижу, что некоторые из вас не питаются в школе, хотя занятия в группе продленного дня заканчиваются в 16 часов; многие заменяют школьные завтраки и обеды чипсами и сухариками. Это и заставило меня взяться за эту тему.

Еще со времен Гиппократа пищу сравнивали с мощным лекарством, так как уже древние отмечали, что неправильное ее использование грозит серьезными осложнениями. Гиппократ писал о том, что надо знать все пищевые вещества и напитки, их свойства, а также соотношение количества принимаемой пищи с конституцией человека и его возрастом.

Сегодня мы составим меню на один день, рассчитаем калорийность суточного рациона питания для детей 11–15 лет и узнаем, соответствует ли суточное меню уровню калорийности пищи. Меню вам предложено в задании №  305 (табл. 1). Для выполнения работы разделимся на 3 группы. Первая группа рассчитывает калорийность завтрака, вторая — обеда, третья — ужина. Все расчеты вы должны поместить в таблицу «Расчет калорийности пищи».

(После подсчета калорийности завтрака, обеда, ужина, представители групп озвучивают результаты вычислений. Все находят общую сумму и делают вывод.)

Статья опубликована при поддержке репетиторского центра "Экспонента". Репетиторский центр Экспонента предоставляет репетиторские услуги по школьным и университетским предметам: математике (алгебре, геометрии), высшей математике, физике, химии, биологии, информатике, украинскому языку и литературе, английскому и немецкому языкам, истории Украины, русскому языку. Центр проводит подготовку к ВНО (ЗНО), ГИА (ДПА), МАНу и олимпиадам. Репетиторы центра - преподаватели вузов, в том числе кандидаты наук. Узнать подробнее о компании и подобрать репетитора в Донецке Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://exponenta.net.ua/.

Учитель. Мы сделали вывод, что это меню не соответствует уровню калорийности, так как калорийность превышена на 593,1 ккал. Возникает вопрос, а как в этом случае можно уменьшить калорийность суточного питания?

Ответ: уменьшить количество пищи или заменить некоторые продукты менее калорийными.

Чтобы узнать, на какие продукты можно заменить данные, я предлагаю вам познакомиться с энергетической ценностью некоторых продуктов по таблице «Энергетическая ценность продуктов питания» (табл. 2).

Таблица 1

Расчет калорийности пищи

Продукты

Количество , г
Калорийность, ккал на 100 г
Расчет калорийности пищи, ккал

Завтрак

Творог
Сыр голландский
Хлеб пшеничный
Масло сливочное
Кофе с молоком

 

125
50
30
25
200

 

86
380
236
661
310

 

107,5
190
70,8
165,25
620
Итого: 1153,55 ккал

Обед

Суп из говядины
Курица отварная
Макароны
Салат из
помидоров
Компот
Хлеб ржаной

 

150
125
100

100
200
50

 

187
241
332

19
223
190

 

280,5
301,25
332

19
446
95
Итого: 1473,75

Ужин

Сосиски
Картофель
Каша манная
Хлеб пшеничный
Чай

 

150
100
100
30
200

 

324
83
326
236
1

 

486
83
326
70,8
1
Итого: 966,8

Таблица 2

Энергетическая ценность продуктов питания

Продукты

Ценность,
ккал на 100 г

Продукты

Ценность,
ккал на 100 г

Супы

Суп из говядины
Суп из рыбы
Борщ
Овощной суп

 

187
80
63
37

Напитки

Кефир
Молоко цельное
Какао
Чай
Томатный сок

 

52
65
312
1
16

Вторые блюда

Курица отварная
Макароны
Картофель
Рис отварной
Свинина копченая
Мясо тушеное
Колбаса жареная
Сельдь жареная
Треска печеная

 

241
332
83
123
405
229
265
199
96

Выпечка

Хлеб белый
Пирожное с кремом
Булочка
Печенье
Джем
Мед
Шоколад

 

236
440
527
471
261
288
529

Салаты

Из помидоров
Из огурцов
Из вареной свеклы
Из моркови

 

19
15
45
20

Фрукты

Яблоки
Бананы
Апельсины
Груши

 

37
79
35
41

Теперь попробуйте сами составить меню на один день. Но сначала найдите данные в таблицах 3 и 4, сколько калорий необходимо ежедневно школьнику вашего возраста и какой процент от суточной нормы имеют завтрак, обед и ужин.

Таблица 3

Суточное количество калорий для детей в возрасте от 6 до 17 лет

Возраст, лет

Пол

Ккал/день

6

1970

7–10

2300

11–13

мальчики
девочки

2700
2450

14–17

юноши
девушки

2900
2600

Таблица 4

Распределение потребляемых калорий, в %

Завтрак

30

Обед

40

Ужин

30

(Учащиеся выполняют вычисления, предварительно договорившись, что подсчеты будут проводиться для мальчиков из расчета 2800 ккал/ день.)

Учитель. Первая группа рассчитывала количество калорий, необходимых на завтрак, вторая — на обед, третья – на ужин. Наши результаты: завтрак — 840 ккал, обед — 1120 ккал, ужин — 840 ккал.

Следующий этап работы: составляем меню на один день, используя полученные данные и данные об энергетической ценности продуктов. Учащиеся могут выбрать любые продукты, любое их количество, но так, чтобы количество калорий максимально совпало с полученными данными. Как и прежде, первая группа составляет меню на завтрак, вторая — на обед, третья — на ужин.

(После выполнения расчетов группы озвучивают результаты, обосновывают сделанный ими выбор продуктов.)

Таблица 5

Завтрак

продукты

ккал
в 100 г

количество граммов

итого
(ккал)

1

2

3

4

Картофель
Колбаса жареная
Чай
Хлеб

83
265
1
233

250
105
200
116

207,5
278,25
2
270,28

758,03

Обед

1

2

3

4

Суп из рыбы
Печенье
Чай
Хлеб

80
471
1
233

150
40
200
116

120
188,4
2
270,28

580,68

Общая сумма: 1338,71 ккал

Учитель. А сейчас мы посмотрим, сколько калорий вы получите сегодня в нашей школьной столовой, если будете питаться в ней два раза в день. Ваш одноклассник по моей просьбе взял в столовой меню на сегодня (табл. 5).

Вы знаете, что у нас нет выбора продуктов, так как меню составляется из расчета, что завтрак должен стоить 29 рублей, обед — 75 рублей. Тем более интересно, сколько калорий у нас получится.

И наконец, я предлагаю вам рассчитать количество калорий, содержащихся в тех продуктах, которые вы любите покупать в магазине. Пусть, например, вы купили сухарики (30 г) — 105 ккал; жареные орешки (20 г) — 109 ккал; чипсы (100 г) — 557 ккал. Подсчитайте, какую долю суточной нормы калорий составят эти продукты. Ну а могут ли эти продукты заменить полноценное питание, необходимое организму подростка, и какое воздействие на него оказывают, вы будете говорить на уроках биологии.

Лупашина Л.