Тема урока «Вычисления с микро- калькулятором»
Как показывают международные исследования, выпускники российских школ обладают более глубокими знаниями, чем их зарубежные сверстники, но хуже умеют эти знания применять. Проводя этот урок, мне хотелось не на словах, а на деле показать силу математических методов в различных областях человеческой деятельности, научить учащихся применять полученные математические знания и реализовать межпредметные связи.
Учебник «Алгебра, 8 класс», авторы: Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др.
Цели урока :
- научить применять микрокалькулятор при вычислениях;
- учить анализировать, сравнивать.
Ход урока
Учитель. Ребята, на каких уроках вы уже применяли микрокалькулятор? С какой целью? Верно, чтобы сэкономить время и не ошибиться в сложных вычислениях. Основная цель сегодняшнего урока: научиться применять МК при вычислениях. А учиться мы будем на материале совсем не математическом.
Чтобы проверить, умеете ли вы вычислять на МК, я предлагаю вам написать программы вычислений, записанных на доске.
(Учащиеся пишут программы вычислений, учитель корректирует записи, стирает лишние клетки.)
Учитель. Сегодня на уроке мы будем рассчитывать количество пищи с учетом ее калорийности. А как вы понимаете фразу «здоровое питание»? Как надо питаться? Я наблюдаю за вами и вижу, что некоторые из вас не питаются в школе, хотя занятия в группе продленного дня заканчиваются в 16 часов; многие заменяют школьные завтраки и обеды чипсами и сухариками. Это и заставило меня взяться за эту тему.
Еще со времен Гиппократа пищу сравнивали с мощным лекарством, так как уже древние отмечали, что неправильное ее использование грозит серьезными осложнениями. Гиппократ писал о том, что надо знать все пищевые вещества и напитки, их свойства, а также соотношение количества принимаемой пищи с конституцией человека и его возрастом.
Сегодня мы составим меню на один день, рассчитаем калорийность суточного рациона питания для детей 11–15 лет и узнаем, соответствует ли суточное меню уровню калорийности пищи. Меню вам предложено в задании № 305 (табл. 1). Для выполнения работы разделимся на 3 группы. Первая группа рассчитывает калорийность завтрака, вторая — обеда, третья — ужина. Все расчеты вы должны поместить в таблицу «Расчет калорийности пищи».
(После подсчета калорийности завтрака, обеда, ужина, представители групп озвучивают результаты вычислений. Все находят общую сумму и делают вывод.)
Статья опубликована при поддержке репетиторского центра "Экспонента". Репетиторский центр Экспонента предоставляет репетиторские услуги по школьным и университетским предметам: математике (алгебре, геометрии), высшей математике, физике, химии, биологии, информатике, украинскому языку и литературе, английскому и немецкому языкам, истории Украины, русскому языку. Центр проводит подготовку к ВНО (ЗНО), ГИА (ДПА), МАНу и олимпиадам. Репетиторы центра - преподаватели вузов, в том числе кандидаты наук. Узнать подробнее о компании и подобрать репетитора в Донецке Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://exponenta.net.ua/.
Учитель. Мы сделали вывод, что это меню не соответствует уровню калорийности, так как калорийность превышена на 593,1 ккал. Возникает вопрос, а как в этом случае можно уменьшить калорийность суточного питания?
Ответ: уменьшить количество пищи или заменить некоторые продукты менее калорийными.
Чтобы узнать, на какие продукты можно заменить данные, я предлагаю вам познакомиться с энергетической ценностью некоторых продуктов по таблице «Энергетическая ценность продуктов питания» (табл. 2).
Таблица 1
Расчет калорийности пищи
Продукты |
Количество , г |
Калорийность, ккал на 100 г |
Расчет калорийности пищи, ккал |
Завтрак Творог |
125 |
86 |
107,5 |
Обед Суп из говядины |
150 |
187
|
280,5
|
Ужин Сосиски |
150 |
324
|
486
|
Таблица 2
Энергетическая ценность продуктов питания
Продукты |
Ценность, ккал на 100 г |
Продукты |
Ценность, |
Супы Суп из говядины |
187 |
Напитки Кефир |
52 |
Вторые блюда Курица отварная |
241 |
Выпечка Хлеб белый |
236 |
Салаты Из помидоров |
19 |
Фрукты Яблоки |
37 |
Теперь попробуйте сами составить меню на один день. Но сначала найдите данные в таблицах 3 и 4, сколько калорий необходимо ежедневно школьнику вашего возраста и какой процент от суточной нормы имеют завтрак, обед и ужин.
Суточное количество калорий для детей в возрасте от 6 до 17 лет
Возраст, лет |
Пол |
Ккал/день |
6 |
— |
1970 |
7–10 |
— |
2300 |
11–13 |
мальчики |
2700 |
14–17 |
юноши |
2900 |
Таблица 4
Распределение потребляемых калорий, в %
Завтрак |
30 |
Обед |
40 |
Ужин |
30 |
(Учащиеся выполняют вычисления, предварительно договорившись, что подсчеты будут проводиться для мальчиков из расчета 2800 ккал/ день.)
Учитель. Первая группа рассчитывала количество калорий, необходимых на завтрак, вторая — на обед, третья – на ужин. Наши результаты: завтрак — 840 ккал, обед — 1120 ккал, ужин — 840 ккал.
Следующий этап работы: составляем меню на один день, используя полученные данные и данные об энергетической ценности продуктов. Учащиеся могут выбрать любые продукты, любое их количество, но так, чтобы количество калорий максимально совпало с полученными данными. Как и прежде, первая группа составляет меню на завтрак, вторая — на обед, третья — на ужин.
(После выполнения расчетов группы озвучивают результаты, обосновывают сделанный ими выбор продуктов.)
Таблица 5
Завтрак |
|||
продукты |
ккал |
количество граммов |
итого |
1 |
2 |
3 |
4 |
Картофель |
83 |
250 |
207,5 |
758,03 |
|||
Обед |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
Суп из рыбы |
80 |
150 |
120 |
580,68 |
Общая сумма: 1338,71 ккал
Учитель. А сейчас мы посмотрим, сколько калорий вы получите сегодня в нашей школьной столовой, если будете питаться в ней два раза в день. Ваш одноклассник по моей просьбе взял в столовой меню на сегодня (табл. 5).
Вы знаете, что у нас нет выбора продуктов, так как меню составляется из расчета, что завтрак должен стоить 29 рублей, обед — 75 рублей. Тем более интересно, сколько калорий у нас получится.
И наконец, я предлагаю вам рассчитать количество калорий, содержащихся в тех продуктах, которые вы любите покупать в магазине. Пусть, например, вы купили сухарики (30 г) — 105 ккал; жареные орешки (20 г) — 109 ккал; чипсы (100 г) — 557 ккал. Подсчитайте, какую долю суточной нормы калорий составят эти продукты. Ну а могут ли эти продукты заменить полноценное питание, необходимое организму подростка, и какое воздействие на него оказывают, вы будете говорить на уроках биологии.