Тема урока «Задача Архимеда»
Статья посвящена лемме Архимеда о перпендикулярных хордах. Как передать красоту этой задачи? Разнообразие способов ее решения? Эмоции, которые она вызывает у тех, кто любит геометрию? Может быть, об этом лучше расскажет урок, который прошел в 9-м математическом классе у одного из авторов. Если так, то давайте приоткроем дверь и проникнем на урок, урок эрудиции, знаний и творчества учащихся. И называться он будет так: «Урок одной задачи!..»
Вот эта задача.
|
Да, задача хороша на слух, красива на вид и вызывает интерес у учащихся. Но стоит ли посвящать урок одной задаче? |
---|
Прошу выйти к доске Федора, потому что до урока заметил, что его решение совпадает с решением Архимеда. (Представляется важным начать именно с авторского решения.) Он рассказывает.
Решение 1. Пусть a, b, c, d — данные отрезки хорд AB и CD (рис. 2). Пусть AD = x, CB = y. Тогда по теореме Пифагора для треугольника AED:
x 2 = a2 + d2. (1)
А по теореме Пифагора для треугольника BEC:
y2 = b2 + c2. (2)
Проведем AK CD. Тогда BK = 2R — диаметр (так как KAB = 90°).
Здесь я останавливаю Федора и прошу другого ученика продолжить рассказ.
CKAD — равнобокая трапеция, поскольку только равнобокую можно вписать в окружность, и CK = AD = x. KCB = 90° (опирается на диаметр). Тогда по теореме Пифагора для треугольника KCB имеем:
x 2 + y2 = 4R2.
Воспользовавшись равенствами (1) и (2), получаем требуемое:
Задача решена!
— У меня решение, которое Архимед не мог предложить! — включается в разговор Юля. — Ведь тригонометрия появилась значительно позже.
Юля идет к доске и показывает свой способ решения.
Решение 2. К тем же обозначениям (см. рис. 1 и 2) добавим следующие (рис. 3):А для треугольника ACD по той же теореме...
Здесь я прерываю рассказ и предлагаю самостоятельную работу: закончить решение задачи Архимеда способом, предложенным Юлей. (Ей в это время предлагаю подумать над еще одним, чисто геометрическим, способом решения задачи.)
Большинство учащихся успешно заканчивают задачу и сдают листки с решением.
Один из учеников показывает окончание решения на доске.
Решение 2 (продолжение). Для треугольника ACD по теореме синусов имеем:
или
x = 2Rsin (90° – α) = 2Rcos α .
Итак,
x = 2Rcos α ,
(3)
y = 2Rsin α .
(4)
Возведем обе части равенств (3) и (4) в квадрат и сложим:
x 2 + y2 = 4R2(sin2 α + cos2 α) = 4R2.
С учетом (1) и (2), задача решена:
a 2 + b2 + c2 + d2 = 4R2!
— Ребята, есть ли у кого другие способы решения задачи Архимеда?
— Я воспользовался симметрией при решении задачи, — говорит Женя. — А также известным свойством угла с вершиной внутри круга.
Женя идет к доске и записывает это свойство (рис. 4).
Затем начинает объяснять свой способ.
Решение 3. Согласно свойству угла с вершиной внутри круга полусумма дуг AD и BC равна 90° (рис. 5).
Тогда
AD + BC = 180°. (5)
Проведем прямую l, содержащую диаметр, так что l AB. Из соображений симметрии
Тогда и дуга DK равна BC (равные хорды стягиваются равными дугами). Значит,
AD + DK = 180°.
Если это так, то AK — диаметр, и
ADK
= 90°.
По теореме Пифагора для треугольника ADK
x2 + y2 = 4R2, что
равносильно решению задачи.
— У меня тоже симметрия, только немного по-другому! — выходит к доске Сергей и показывает.
Решение 4. Построим отрезок TK, симметричный
AB относительно центра окружности O (рис. 6). В силу симметрии:
TK = AB, CP = ED = d,
PK = BE = b. Очевидно, что PD = c. Из
прямоугольного треугольника DPK имеем:
DK 2 = PK2 + PD2 = b2 + c2.
Очевидно, что AK — диаметр (так как ABKT — прямоугольник), и тогда ADK = 90°. По теореме Пифагора для треугольника ADK:
x 2 + DK2 = 4R2,
или
a 2 + b2 + c2 + d2 = 4R2.
Задача решена!
— В этом способе возможно другое решение! — берет слово Наташа.
Решение 5. Воспользуемся тем же рисунком (рис. 6).
ABK = 90° (опирается на диаметр).
Тогда AK2 = AB2 + BK2, или:
4R2 = (a + b)2 + (c – d)2 = a2 + 2ab + b2 + c2 – 2cd + d2.
Но по известной теореме о равенстве произведений отрезков хорд ab = cd. Тогда 2ab и –2cd сократятся! Решение задачи получено.
— А у меня принципиально другое решение, не похожее ни на одно из предыдущих! — заявляет Аленка.
Перед уроком я бегло просмотрел способ Аленки. Обращаюсь к классу:
— Если способ верен, то это — маленькая сенсация. Такого способа решения задачи Архимеда я нигде в литературе не встречал.
Рассказывает Аленка.
Решение 6. Проведем в треугольнике ABC высоту
AK (рис. 7). Тогда H — ортоцентр (точка пересечения высот)
треугольника ABC. Покажем, что AH = AD = x.
Действительно,
1
= 90°
– α,
и из треугольника ADE:
2
= 90°
– α.
Поскольку AE — высота и биссектриса в треугольнике ADH, то этот
треугольник равнобедренный, и
Далее применим хорошо известную формулу:
AH 2 = 4R2 – BC2. (6)
Здесь я прерываю рассказ и предлагаю ученикам самостоятельно завершить решение задачи (мне уже понятно, что сенсация состоялась). Попутно спрашиваю у учащихся доказательство предложенной Аленкой формулы (6).
Знание формулы входит в их эрудицию, и мне предлагается несколько способов доказательства.
Большинство учеников легко разгадывают и дальнейший ход рассуждений в решении 6.
Решение 6 (продолжение).
AH 2 = 4R2 – BC2, x2 = 4R2 – y2,
то есть x2 + y2 = 4R2.
Ну что ж, такого способа учитель не знал!
Формула (6) подсказывает Антону идею, которая дарит нам еще один способ решения задачи. Он воспользовался известным ученикам свойством ортоцентра H: «Точки, симметричные ортоцентру относительно сторон треугольника, принадлежат описанной окружности».
На рисунке 8 точки H и H' симметричны друг другу относительно стороны BC.
Этот факт предлагаем читателям доказать самостоятельно!
С учетом вышесказанного, способ Антона выглядит так (хорда CD опущена вниз для удобства работы с рис. 9):
Решение 7.
AH 2 = 4R2 – CD2,
(a – b)2 = 4R2 – (c + d)2,
a 2 – 2ab + b2 = 4R2 – c2 – 2cd – d2.
Но ab = cd — из равенства произведений отрезков хорд. Тогда
a 2 + b2 + c2 + d2 = 4R2.
Задача решена!
В заключение урока — маленький сюрприз от Данила. Я попросил его выполнить векторное решение задачи Архимеда, придуманное одним из наших выпускников несколько лет назад.
Вот оно (рис. 10).
Решение 8.
или
Докажем, что α + β = 180°: AD + BC = 180° (см. формулу 5), а углы α и β — центральные, равные соответственно дугам AD и BC.
Тогда β = 180° –α и cos β = –cos α, откуда следует, что
и по формуле (7)
x 2 + y2 = 4R2.
Все!
Задача Архимеда решена еще одним, векторным способом!
Подводим итоги «Урока одной задачи»:
- повторены важнейшие факты планиметрии;
- предложено много способов решения знаменитой задачи;
- задача решена векторным способом.
К домашнему заданию, которое написано на доске, добавлю: решить задачу Архимеда методом координат. Такое решение существует!
Итак, «Урок одной задачи» состоялся. Осуществилась связь времен, связь прошлого с настоящим.