Тема урока «Решение тригонометрических уравнений различными способами»
Установление равнозначности записи числовых множеств
Цели урока:
- повторение методов решения тригонометрических уравнений: сведение к однородному уравнению; понижение порядка тригонометрического уравнения; сведение к неполному квадратному уравнению относительно какой-либо тригонометрической функции;
- актуализация навыков преобразования выражений, содержащих обратные тригонометрические функции;
- формирование навыков установления равенства между числовыми множествами, заданными различными способами, при решении тригонометрических уравнений.
Ход урока
Работа учащихся по рядам
Перед учащимися ставится задача: решить уравнение 4sin2 x + 7cos 2x = 1. При этом учащимся первого ряда предлагается решить это уравнение методом сведения к однородному уравнению второго порядка, учащимся второго ряда — методом понижения порядка уравнения, третьего — методом сведения к неполному квадратному уравнению относительно sin x.
Результаты записываются на доску учителем (или, в зависимости от учебной ситуации в классе, представителями рядов).
Решение первого ряда (рис. 1).
4sin2 x + 7cos 2x = 1
4sin2 x + 7(cos2 x – sin2 x) = sin2 x + cos2 x
4sin2 x – 6cos2 x = 0
Решение второго ряда.
4sin2 x + 7cos 2x = 1
2 – 2cos 2x + 7cos 2x = 1 5cos 2x = –1
Решение третьего ряда (рис. 2).
4sin2 x + 7cos 2x = 1
4sin2 x + 7(1 – 2sin2 x) = 1
4sin2 x + 7 – 14sin2 x = 1
Сравнение результатов
При решении заданного уравнения получены следующие множества корней:
1-й ряд |
|
2-й ряд |
|
3-й ряд |
Вопрос. Это одно и то же числовое множество или все эти множества различны?
Как установить, что числа, соответствующие на числовой окружности точкам A1 и A3, представляют собой одно и то же множество?
Требуется проверить равенство
Рассмотрим равенство
1. Так как то
2. Пусть
тогда
Так как то то есть
Оказалось, что
следовательно,
а поскольку на промежутке функция y = sin x монотонная, то из равенства
следует равенство
Итак, равенство верное.
Так как то числовые множества (соответствует точке A1), и (соответствует точке A3), равны. Следовательно, равны и числовые множества, соответствующие точкам A1, C1 и A3, C3.
Постановка дальнейших задач
Для того чтобы доказать, что при решении уравнения были получены одинаковые множества корней, нужно:
1. Проверить равенство откуда в случае положительного ответа будет следовать равенство числовых множеств, соответствующих точкам B1 и B3 и, следовательно, B1, D1 и B3, D3. Значит, в этом случае будет установлено, что множества
равны. 2. Установить равенство множества чисел
либо множеству либо множеству |