Основные приемы нахождения площадей многоугольников
Цели урока :
— закрепление понятия площади;
— знакомство с новыми приемами нахождения площадей многоугольных фигур.
Ход урока
Устная работа
Четыре ученика решают у доски задания по карточкам:
1. 20·14·5.
2. 6000·150
3. 14 : 2 + 38 : 2 – 27.
4. 15 : 8·8.
5. 1·2·3·4·5·6·7·8·9·0.
6. 444 444 : 44.
7. –3 – 5 + 6.
Остальные выполняют № 124 (устно):
В качестве ответа учащиеся должны вычислить сумму получившихся четырех чисел. [138]
Изучение нового материала. Решение задач
Существует три основных приема нахождения площадей многоугольных фигур:
1. Разбиение на простые части.
2. Дополнение до прямоугольника.
3. Наложение.
На трех примерах покажем данные приемы.
Пример 1. 1-й прием. Шестиугольник ABCDEF можно разбить на треугольники AKF, BNC, NCD, EFP и прямоугольник KBDP. Площадь каждого треугольника равна 2 клеточкам, а площадь прямоугольника KBDP — 4. Отсюда площадь искомого треугольника
SABCDEF = 2 + 2 + 2 + 2 + 4 = 12.
2-й прием. Выбираем минимальный прямоугольник, внутри которого содержится данный шестиугольник. В нашем случае это прямоугольник ARSE, значит,
SABCDEF = SARSE – SAZF – SEZF – SBRC – SDCS =
= SARSE – 4SAZF = 4·5 – 4·2 = 20 – 8 = 12.
3-й прием. Треугольник BCD совмещаем с треугольником EAF (параллельный перенос на 3 клетки влево). Шестиугольник превратился в равновеликий прямоугольник, площадь которого равна 3·4 = 12.
Учащиеся должны сами сказать, какой из этих способов оказался лучшим. В данном случае — третий. Но всегда ли он лучший?
Пример 2. Метод наложения здесь, в принципе, ни к чему не приводит.
Можно решать методом дополнения:
S = SAPLH – SBPDC – SEFGL = 6·4 – 2 – 3·2 = 24 – 2 – 6 = 16.
Но наиболее простым будет способ разбиения:
S = SABGH + SCDEF = 6·2 + 2·2 = 12 + 4 = 16.
Осталось привести пример, где наиболее простым будет способ дополнения.
Пример 3. Здесь можно разбить четырехугольник на прямоугольник и два треугольника, но площади треугольников найти крайне сложно. Зато
SABCD = SFBED – SAFD – SCED = 3·4 – 2 – 1,5 = 9 – 3 = 6.
И в заключение рассмотрим пример, где лучше всего применить сразу два приема.
Пример 4. Наложим треугольники DEF и PCB. Найдем разность площади квадрата APDS и площади прямоугольника HGFS:
S = 4·4 – 2 = 14.
Учащиеся должны сделать вывод о том, что выбор способа решения задачи на нахождение площади многоугольника зависит от формы данного многоугольника.
Примечание. Линии (клеточное разбиение) рисуются на доске белым мелом, а фигуры — цветным.
Решение задач по учебнику
Учебник Н.Я. Виленкина и др. «Математика, 5». № 726, 737, 749, 751. Номера задач сразу пишутся на доске для тех, кто будет решать быстрее.
Указания:
1. № 726 — устно. Обращается внимание на то, что № 726 (б) можно решить только методом наложения.
2. № 737 (а, б) и 749 (а–г) решают учащиеся у доски. Обращается внимание на два момента:
сначала учащиеся должны составить план решения задачи, основанный на выборе одного из трех методов, только потом решать;
обращать внимание на то, в каких единицах пишется ответ.
3. Предполагается, что № 749 (д) и 751 успевают сделать только сильные учащиеся.
В конце урока выставляются отметки за устный счет и решение наиболее сложных задач у доски, дается домашнее задание.