Обобщающий урок по теме «Четырехугольники»
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Четырехугольники».
Ход урока
Сегодня на уроке мы повторим все геометрические фигуры, их свойства, которые изучили в теме «Четырехугольники», узнаем, какими сходствами и различиями они обладают. За каждый правильный ответ или верно решенную задачу вы получаете жетон.
Пользуясь рисунком 1, ответьте на вопросы.
- Какие геометрические фигуры изображены на рисунке?
- Каким словом можно назвать все эти геометрические фигуры?
- Какая линия образует многоугольник?
- Какие элементы многоугольника вы знаете?
- Что определяет на плоскости замкнутая ломаная без самопересечений?
- Длина этой «границы» называется...
Один из учеников подводит итог всему, что было сказано о многоугольниках.
Учитель. Раскрасьте многоугольники, изображенные на рисунке 2, карандашами разных цветов: треугольники — красным, четырехугольники — синим, пятиугольники — зеленым, шестиугольники — желтым. Как называется многоугольник оставшийся незакрашенным?
Учитель. Геометрия изучает форму и взаимное расположение фигур в пространстве. В том пространстве, в котором находимся мы с вами. Посмотрите вокруг себя. Остановите свой взгляд на окне и ответьте на вопрос: из какого количества прямоугольников составлена рама окна?
А сколько четырехугольников изображено на рисунке 3?
Учитель. Геометрические фигуры могут быть составлены из других фигур. У вас на партах фигуры: прямоугольник и квадрат, разрежьте их по проведенным линиям (рис. 4).
Сложите из частей квадрата параллелограмм; из частей прямоугольника — параллелограмм, ромб, трапецию.
Заполните таблицу 1. Работать можно в парах или в группах по 4 человека.
После заполнения таблицы ученики подводят итог сказанному о четырехугольниках.
Учитель оценивает работу пар (групп), учитывая наличие жетонов у учеников. Ребята получают отметки в виде геометрических фигур: пятиугольник — «5»; четырехугольник — «4»; треугольник — «3».
Изготовьте по схеме (рис. 5) «кузнечика». Ответьте на вопрос: Какая геометрическая фигура получается при каждом складывании листа бумаги?
Литература
1. Дорофеев Г.В., Суворова С.В., Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В. и др. Математика, 5 класс. — М.: Просвещение, 2005.2. Газета «Математика», 2000, № 6.
3. Газета «Математика», 1997, № 1, 13, 19, 21.
4. Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. — М.: Дрофа, 2005.
Таблица 1
№ |
Четырехугольник |
Равенство сторон |
Виды углов |
Диагонали |
|||||
противопо-ложные |
все равны |
острые |
тупые |
прямые |
всего |
равны |
пересе-каются под углом 90 ° |
||
1 |
Прямоугольник |
||||||||
2 |
Квадрат |
||||||||
3 |
Параллелограмм |
||||||||
4 |
Ромб |
||||||||
5 |
Трапеция |