Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №23/2009

Обобщающий урок по теме «Четырехугольники»

Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Четырехугольники».

Ход урока

Учитель
Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту окружающего мира п оможет вам геометрия. Козьма Прутков сказал: «Глядя на мир, нельзя не удивляться».

Сегодня на уроке мы повторим все геометрические фигуры, их свойства, которые изучили в теме «Четырехугольники», узнаем, какими сходствами и различиями они обладают. За каждый правильный ответ или верно решенную задачу вы получаете жетон.

Пользуясь рисунком 1, ответьте на вопросы.

  • Какие геометрические фигуры изображены на рисунке?
  • Каким словом можно назвать все эти геометрические фигуры?
  • Какая линия образует многоугольник?
  • Какие элементы многоугольника вы знаете?
  • Что определяет на плоскости замкнутая ломаная без самопересечений?
  • Длина этой «границы» называется...

Один из учеников подводит итог всему, что было сказано о многоугольниках.

Учитель. Раскрасьте многоугольники, изображенные на рисунке 2, карандашами разных цветов: треугольники — красным, четырехугольники — синим, пятиугольники — зеленым, шестиугольники — желтым. Как называется многоугольник оставшийся незакрашенным?

Учитель. Геометрия изучает форму и взаимное расположение фигур в пространстве. В том пространстве, в котором находимся мы с вами. Посмотрите вокруг себя. Остановите свой взгляд на окне и ответьте на вопрос: из какого количества прямоугольников составлена рама окна?

А сколько четырехугольников изображено на рисунке 3?

Учитель. Геометрические фигуры могут быть составлены из других фигур. У вас на партах фигуры: прямоугольник и квадрат, разрежьте их по проведенным линиям (рис. 4).

Сложите из частей квадрата параллелограмм; из частей прямоугольника — параллелограмм, ромб, трапецию.

Заполните таблицу 1. Работать можно в парах или в группах по 4 человека.

После заполнения таблицы ученики подводят итог сказанному о четырехугольниках.

Учитель оценивает работу пар (групп), учитывая наличие жетонов у учеников. Ребята получают отметки в виде геометрических фигур: пятиугольник — «5»; четырехугольник — «4»; треугольник — «3».

Изготовьте по схеме (рис. 5) «кузнечика». Ответьте на вопрос: Какая геометрическая фигура получается при каждом складывании листа бумаги?

Литература

1.  Дорофеев Г.В., Суворова С.В., Бунимович Е.А., Кузнецова Л.В. и др. Математика, 5 класс. — М.: Просвещение, 2005.

2.  Газета «Математика», 2000, № 6.

3.  Газета «Математика», 1997, № 1, 13, 19, 21.

4.  Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. — М.: Дрофа, 2005.

Таблица 1

Четырехугольник

Равенство сторон

Виды углов

Диагонали

противопо-ложные

все равны

острые

тупые

прямые

всего

равны

пересе-каются под углом 90 °

1

Прямоугольник

2

Квадрат

3

Параллелограмм

4

Ромб

5

Трапеция

Денисенко Т.