Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №23/2009

Программа факультативного курса «Наглядная геометрия»

Пояснительная записка

Основываясь на положениях психологов о том, что у детей младшего школьного возраста наиболее развитым является наглядно-образное мышление, и используя учебное пособие И.Ф. Шарыгина, Л.Н. Ерганжиевой «Наглядная геометрия», я составила программу изучения геометрии в 5–6-х классах. Программа рассчитана на 68 часов: в 5-м классе — 34 ч и 6-м — 34 ч. Ее цель — подготовить учащихся к овладению систематическим курсом геометрии. Тогда в 7-м классе можно выстроить уже знакомый материал так, чтобы удалось доказать справедливость известных фактов и других, пока не известных.

В основе курса «Наглядная геометрия» лежит максимально конкретная практическая деятельность ребенка, связанная с различными геометрическими объектами. В нем нет теорем, строгих рассуждений, но присутствуют такие темы и задания, которые бы стимулировали учащегося к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей.

Данный курс дает возможность получить непосредственное знание некоторых свойств и качеств важнейших геометрических понятий, идей, методов, не нарушая гармонию внутреннего мира ребенка. Соединение этого непосредственного знания с элементами логической структуры геометрии не только обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, но и благотворно влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

Программа основана на активной деятельности учащихся, направленной на накопление, осмысление и некоторую систематизацию геометрической информации. Такая ориентация подготовительного курса не случайна, так как в систематическом курсе вся геометрическая информация представлена в виде логически стройной системы понятий и фактов. Кроме того, изучение систематического курса геометрии начинается в том возрасте, когда интенсивно должно развиваться математическое мышление учеников, и реальная база для осознания математических абстракций должна быть уже заложена. Поэтому перед его изучением с учащимися необходимо проводить большую подготовительную работу, которая и предусмотрена программой «Наглядная геометрия».

Цели курса:

— создание запаса геометрических представлений, которые в дальнейшем должны обеспечить основу для формирования геометрических понятий, осознание идей и методов геометрии;
— максимальное развитие познавательных способностей учащихся;
— показать роль геометрических знаний в познании мира;
— развитие геометрического воображения каждого учащегося;
— формирование элементарных навыков изображения геометрических фигур.

Литература

1.  Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5–6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 2001.
2.  Ходот Т.Г. и др. Наглядная геометрия: Учеб. для учащихся 5 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2006.
3.  Ходот Т.Г., Ходот А.Ю. Наглядная геометрия: Учеб. для учащихся 6 кл. общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2007.
4.  Интернет-ресурсы: www. festival.1september.ru, golovolomka.yard.ru/
5.  Математика: нагляд. геометрия: Учеб. пособие для 5–6 кл. общеобразоват. учреждений /[В.А. Панчищина, Э.Г. Гельфман, В.Н. Ксенева и др.]. — М.: Просвещение, 2006. 

Тематическое планирование материала

№ темы

Основное содержание

Количество часов

5 класс

1

Первые шаги в геометрии. Зарождение и развитие геометрической науки

1

2

Пространство и размерность. Мир трех измерений.
Форма и взаимное расположение фигур в пространстве. Перспектива

1

3

Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч, угол. Измерение углов. Виды углов. Смежные и вертикальные углы

2

4

Куб и его свойства. Основные элементы куба: грань, ребро, вершина. Диагональ куба. Развертка куба. Изготовление бумажных моделей куба. Изображение куба и его сечений. Практическая работа «Куб»

4

5

Задачи на разрезание и складывание фигур. Пентамино. Паркеты. Творческая работа «Паркеты на клетчатой бумаге». Танграм

2

6

Треугольник. Виды треугольников. Паркеты из треугольников.
Сумма углов треугольника. Конструкции из треугольников. Флексагон.
Построение треугольников. Треугольник Пенроуза. Египетский треугольник.
Практическая работа «Треугольник»

3

7

Многогранники. Параллелепипед, его свойства и сечения

2

8

Призма. Прямая призма. Свойства и сечения прямой призмы

2

9

Пирамида. Треугольная пирамида, ее свойства и сечения. Пирамида Хеопса

2

10

Правильные многогранники. Формула Эйлера.
Развертки правильных многогранников и их изготовление

1

11

Геометрические головоломки. Геометрия танграма. Стомахион

2

12

Измерение длины. Меры длины. Старинные русские меры длины.
Периметр многоугольника

2

13

Вычисление длины, площади и объема. Площади фигур. Палетка. Практическая работа «Площадь». Объемы тел. Практическая работа «Объемы»

5

14

Окружность. Круг. Радиус и диаметр. Как нарисовать окружность без циркуля? Деление окружности на части. Архитектурный орнамент Древнего Востока.
Из истории зодчества Древней Руси. Конус, цилиндр, шар

2

15

Геометрический тренинг. Развитие «геометрического зрения».
Решение занимательных геометрических задач

2

16

Задачи со спичками

1

6 класс

1

Оригами — искусство складывания из бумаги. Изготовление коллекции оригами

6

2

Координаты на плоскости: прямоугольные и полярные.
Координаты в пространстве. Игра «Остров сокровищ». Графические диктанты

4

3

Параллельность и перпендикулярность. Проведение параллельных прямых. Проведение перпендикуляра к прямой. Скрещивающиеся прямые

3

4

Замечательные кривые. Эллипс, гипербола, парабола. Спираль Архимеда. Синусоида, кардиоида, циклоида, гипоциклоиды. Геометрическое вышивание. Построение астроиды, кардиоиды, нефроиды методом математического вышивания. Творческая работа «Создание рисунков-вышивок»

3

5

Топологические опыты. Лист Мебиуса.
Задачи на вычерчивание фигур одним росчерком

1

6

Кривые дракона

1

7

Лабиринты. Нить Ариадны. Творческие работы

1

8

Симметрия, ее виды. Симметричные фигуры.
Практическая работа «Симметрия». Творческие работы

3

9

Зеркальное отражение. Опыты с зеркалами

1

10

Бордюры. Трафареты. Творческие работы

2

11

Орнаменты. Паркеты. Творческие работы

2

12

Симметрия помогает решать задачи

2

13

Задачи, головоломки, игры

2

14

Геометрические фигуры на экране компьютера

3

Русских Е.