Рождение математического понятия
Введение
Учитель. Изучая математику, мы то и дело вводим в рассмотрение различные новые понятия. Откуда они берутся? Как возникли, например, такие понятия, как «прямая», «цилиндр», «число», «множество», «функция» и многие другие?
Человек вглядывается в окружающий мир и начинает подмечать в разном (предметах, явлениях) что-то общее. Проанализировав, стремится описать «это общее», его формализовать, другими словами — построить его математическую модель.
Что свойственно траектории светового луча, направлению человеческого взгляда и натянутой нити? Прямизна! Отсюда и понятие — «прямая».
Что свойственно карандашам в коробке, страницам в книге и рыбам в косяке? Множественность! Отсюда понятие «множество».
За более простыми понятиями приходят более сложные (вспомните схему построения любой теории, в частности геометрии: первичные понятия (ПП) → аксиомы (правила игры с ПП) → новые понятия и т.д.
За каждым новым понятием стоит человек, и подчас не один. Так получилось и с понятием «производная функции»: И. Ньютон и Г. Лейбниц на рубеже XVII–XVIII веков, идя разными путями, практически одновременно ввели понятие производной. По-разному ее описали и назвали, а потом яростно оспаривали друг у друга право первооткрывателя. На описание этого понятия на принятом сегодня языке, языке бесконечно малых, ушло еще два века. Среди тех, кто это сделал, есть и ученый, близкий нам, гимназистам, учитель Софьи Ковалевской — Карл Вейерштрасс. Но это уже — другая история.
Сегодня мы с вами тоже попытаемся стать первооткрывателями.
Задачи и их решение
Учитель. Разберем вначале три задачи из разных областей знания: геометрии, физики и химии.
Задача 1. Найти угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции y = f(x) в точке x0.
Учитель. Вы уже сталкивались с понятием касательной в курсе планиметрии. Скажите, как вы понимаете: что такое касательная?
Ученики. Касательная — это прямая, которая имеет одну общую точку с окружностью.
Учитель. Хорошо. А если мы возьмем параболу y = x2 (рис. 1), то в ее вершине оси координат имеют с ней только одну общую точку. Какая из них будет касательной к параболе?
Ученики. Конечно ось Оx. А ось Оy пересекает параболу.
Учитель. Значит, по вашему мнению, касательная не может пересекать линию. А как вы думаете: чем будет являться ось Оx для кубической параболы y = x3, касательной или секущей?
Ученики. ??? Вроде бы секущая, но что-то в ней есть и от касательной.
Учитель. Значит, пока у нас нет четкого представления о касательной. Давайте посмотрим, как математики определили понятие касательной.
В точке M0 проведем касательную к кривой так, как мы ее сейчас понимаем, и секущую M0M1 (рис. 2). Будем сдвигать точку M1 по кривой, приближаясь к точке M0, тогда секущая будет поворачиваться вокруг точки M0 и стремиться к касательной. Теперь проведем другую секущую — M0M2. Приближая точку M2 по кривой к точке M0 с другой стороны, мы увидим, что и эта секущая, поворачиваясь вокруг точки M0, будет стремиться занять положение касательной. Одна секущая слева, другая справа... Не напоминает ли это вам что-нибудь знакомое?
Ученики. Предел!
Учитель. Верно! Равенство левого и правого пределов говорит о том, что предел в точке существует.
И математики, вводя определение касательной, руководствовались тем же предельным переходом.
Какое бы определение вы теперь дали касательной?
(Ученики вместе с учителем формулируют определение касательной.)
Определение. Касательной к непрерывной кривой в ее точке M0 (точка касания) называется предельное положение секущей M0M, проходящей через точку M0, когда точка M неограниченно приближается по кривой к точке M0.
Учитель. Ну вот мы попутно ввели еще два новых понятия: «касательная» и «точка касания»! А вы не забыли, для чего мы это делали?
Ученики. Мы хотим решить задачу о касательной.
Учитель. Точнее, об угловом коэффициенте касательной! А что это за коэффициент?
Ученики. Так ведь касательная — это прямая, а у прямой, если она не перпендикулярна к оси Оx, есть угловой коэффициент.
Учитель. Верно. Но что же это такое?
Ученики. Угловой коэффициент — это тангенс угла наклона прямой к оси Оx.
Учитель. Правильно. Вот теперь мы готовы решать нашу задачу.
(Далее учитель записывает решение первой задачи, оставляя место для записи решений второй и третьей задач. Причем делает это так, чтобы одни и те же шаги алгоритма расположились рядом — на одних горизонталях.)
Итак, нам дан график функции y = f(x) и точка M0 с абсциссой x0. Проведем через эту точку касательную TM0 и секущую M1M0. Углы наклона к оси Ox касательной обозначим α, а секущей — φ и выполним дополнительные построения (рис. 3).
Переходя от точки M0 к точке M1,
мы меняем абсциссу точки графика функции с x0 на x1
и наоборот. Математики говорят, что мы даем значению x0
приращение ∆x
и получаем
А теперь будем сдвигать по кривой точку M1 в сторону точки M0 . Видим, что:
Таким образом,
Задача решена.
Задача 2. Зная закон движения точки по прямой, найти скорость движущейся точки для любого момента времени.
Пусть закон движения задан формулой s = s(t), где s — расстояние, пройденное точкой, отсчитываемое от некоторого ее начального положения — точки О, а t — время движения. Найдем скорость точки в момент времени t0, то есть мгновенную скорость в этот момент времени.
Пусть к моменту времени t0 точка находилась на расстоянии s0 от точки О — начала движения (рис. 4), а в некоторый следующий момент времени t1 оказалась на расстоянии s1. Какое время точка находилась в пути?
Ученики. t1 – t0 = ∆ t.
Учитель. Какое расстояние она прошла за это время?
Ученики. s1 – s0 = ∆s.
Учитель. А с какой средней скоростью она двигалась на отрезке M0M1?
Ученики.
Учитель. Подчеркнем, что движение точки не обязательно равномерное (то есть ее скорость меняется от точки к точке). Очевидно, что средняя скорость точки на наблюдаемом промежутке отличается от ее скорости в момент времени t0. Но если мы будем уменьшать промежуток наблюдения, что будет происходить?
Ученики. Значения средней скорости будут все меньше отличаться от истинной скорости движения в момент t0!
Учитель. А тогда как можно связать среднюю скорость движения точки на промежутке M0M1 с мгновенной скоростью в точке M0?
Ученики.
Учитель. Таким образом, мы решили поставленную задачу. Посмотрите на решение этих двух задач: вы ничего не заметили?
Ученики. Их решение свелось к вычислению одинаковых пределов.
Учитель. Верно! И что удивительно: быстрота протекания физических, химических, биологических и других процессов также описывается при помощи аналогичных пределов.
Задача 3. Пусть масса вещества, образующегося в результате химической реакции (или в процессе размножения), изменяется по закону m = m(t) и нужно определить быстроту (скорость) его образования (размножения) в момент времени t0.
Как бы вы решили такую задачу?
Ученики:
— Проследили бы за ходом процесса некоторое время њt.
— Определили бы изменение массы за это время:
њm = m(t0 + ∆ t) – m(t0).
— Нашли бы среднюю скорость образования вещества
а потом мгновенную:
Введение нового понятия
Учитель. Надеюсь, вы поняли ход наших рассуждений. А теперь давайте абстрагируемся от конкретности наших задач и запишем то общее, что мы увидели.1. Имеется функция y = f(x) и некоторая
точка x.
Функция определена в этой точке и некоторой ее окрестности.
2. Даем аргументу x приращение
∆x
и находим соответствующее приращение функции:
3. Находим отношение
4. Вычисляем предел
Учитель. Поскольку полученный предел — часто повторяющийся объект (!), то он представляет большой интерес для математиков. А это значит, что теперь надо:
а) назвать его — присвоить термин;
б) ввести для него краткое обозначение;
в) изучить его свойства;
г) научиться его вычислять;
д) научиться применять к решению задач (иначе зачем он нам нужен?!).
Определение. Предел отношения приращения функции в данной точке к вызвавшему его приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю, называется производной функции в данной точке.
Встречаются различные обозначения производной:
Мы чаще будем использовать первые два обозначения. Теперь можно записать определение производной в математических символах:
В каждой конкретной точке производная — число. Проводя рассуждения для произвольной точки x, мы получаем выражение, зависящее от x (новую функцию!). Операцию нахождения производной называют дифференцированием. Это новая операция, которую можно производить над функциями, знак «R» — символ операции, такой же как «+» для сложения или «:» для деления.
Первичное закрепление
(Учитель записывает на доске решения примеров, ученики говорят ему, что нужно писать.)
Пример 1. Продифференцировать функцию
y = x2 – 3x + 4.
Решение.
1) f(x) = x2 – 3x + 4,
f (x + ∆x)
= (x + ∆x)2
– 3(x + ∆x)
+ 4;
2) f(x + ∆x)
– f(x) = (x + ∆x)2
– 3(x + ∆x)
+ 4 – (x2 – 3x + 4) =
= x 2 + 2x∆x
+ (∆x)2
– 3x – 3∆x
+ 4 – x2 + 3x – 4 =
2x∆x
+ (∆x)2
– 3∆x;
3)
4)
Таким образом,
y ' = (x2 – 3x + 4)' = 2x – 3.
Пример 2. Найти f '(3), если
Решение.
1)
2)
3)
4)
Итак,
Обратим внимание:
— что найти производную функции — это значит ее продифференцировать, а продифференцировать функцию — это значит найти ее производную;
— в результате операции дифференцирования функции получается новая функция;
— дифференцируемая функция на некотором промежутке — это функция, имеющая производную в каждой точке этого промежутка.
Так вычисляется производная. Какие есть вопросы?
Ученики. И что, производная всегда находится так сложно?
Учитель. Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно поближе познакомиться с производной — этим новым математическим объектом, чем мы и займемся на следующих уроках. А сейчас давайте вернемся к нашим задачам.
Производная есть единая математическая модель различных задач, которая допускает различные толкования (интерпретации)!
Так, с точки зрения физики (задача 2): s'(t) = vмгн(t) — производная от пути по времени — это мгновенная скорость прямолинейного движения в момент времени t (механический смысл производной).
С точки зрения геометрии (задача 1): f'(x) =kкас(x) — производная функции — это угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции в точке x (геометрический смысл производной).
Обратим внимание, что производную можно истолковать и как быстроту изменения функции (значений у при изменении значений х)! То есть с функциональной точки зрения производная — мгновенная скорость изменения значений функции.
Последняя интерпретация говорит нам о том, что при помощи производной мы в дальнейшем сможем исследовать функцию на монотонность и, возможно, определять и другие ее свойства. И то, что это будет так, мы убедимся в дальнейшем.
Итог
Учитель. Вот мы и прошли путь первооткрывателей:
— заметили «схожесть» и общность различных задач;
— формализовали эту «общность», то есть построили математическую модель;
— ввели новое понятие и обозначение для него;
— дали истолкование этой модели на разных языках.
Чем мы не Лейбницы и не Ньютоны?! Только есть одно маленькое отличие нас от них: я положил перед вами эти задачи рядом и нацелил на поиск общего в них, а ученые сами эти задачи увидели, положили их рядом и нашли их единообразное решение! Мимо этих задач проходили многие и, возможно, даже их решали, но не увидели того, что увидели Ньютон и Лейбниц. Как здесь не сказать, что смотрят все, а видят немногие! В этом и проявляется гениальность первооткрывателей. И я приглашаю вас вглядываться в то, что вы изучаете, в то, что вас окружает. На этом пути вас ждут удивительные открытия. Пусть и не столь значимые открытия! А это всегда — торжество человеческого духа!