Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №3/2010

Устные упражнения для актуализации знаний

Деятельностный метод обучения делает уроки интересными, а усвоение знаний — успешным. Учащиеся приобретают опыт деятельности и общения, что помогает им успешнее самореализоваться. Предлагаю варианты заданий для одного из самых трудных этапов урока — актуализации знаний при проведении уроков «открытия» нового знания.
Основной задачей этого этапа является подготовка мышления учеников и осознания ими потребности в построении нового способа действий. Поэтому предлагаемые задания необходимы на уроке, так как активизируют внимание, память и вызывают затруднение, которое создает ситуацию для исследования и построения нового знания.
Длительность этапа актуализации знаний составляет 5– 7 минут, предложенные задания помогут учителю составить свой сценарий урока в зависимости от особенностей класса и поставленных дидактических задач.
Задания соответствуют главе 1 учебника и задачника к этому учебнику, но могут использоваться в работе по любому пособию для 8-го класса.

Умножение и деление алгебраических дробей.
Возведение алгебраической дроби в степень

1. Сформулируйте правила умножения и деления обыкновенных дробей с разными знаменателями.
2. Выполните действия и продолжите последовательность:

а)  б)  ...
3. Сформулируйте свойства степени с натуральным показателем.
4. Выполните действия:
а) (–xy2)3; б) в)  г)  

Основные понятия

1. Найдите лишнее выражение:

2. Установите соответствие между выражениями левого и правого столбцов. Какое выражение осталось без пары? Почему?

a2 + 2ab + b2
(a – b)(a + b)
a2 – 2ab + b2
(a – b)(a2 + ab + b2)
(a + b)(a2ab + b2)
a2 – b2
a2 + b2
a3 + b3
(a – b)2
(a + b)2
a3 – b3

3. Найдите верные равенства:

4. Найдите значение выражения при
x = 4; –8; 0; –5; 5.

Основное свойство алгебраической дроби

1. Сформулируйте основное свойство алгебраической дроби.
2. Что значит сократить дробь?
3. Докажите двумя способами, что равенства верны:

4. Разбейте выражения на две группы:

5. Приведите дроби к новому знаменателю и заполните пропуски:

Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями

1. Сформулируйте правило сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
2. Выполните действия:

3. Найдите закономерность и продолжите последовательность:
c – 5x4; 2c2 – 4x3; 3c3 – 3x2; 4c4 – 2x; ...
4. Раскройте скобки и упростите выражения:
4c + a – (a – 5c); x – (7x – 18);
3x + 5a – (x – a).
5. Упростите. Что заметили?

Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями

1. Сформулируйте правило сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями.
2. Вспомните способы нахождения наименьшего общего знаменателя и выполните действия:

3. Выберите для каждой пары наименьший общий знаменатель из предложенных:
а) 
24, 10, 6, 4, 12;
б) 
3y, 6y, 18y, 6y2, 36y;
в) 
10y2, 10y3, 10y5, 10y6, 5y;
г) 
7xy2, 12x2y2, 12x2y, 7x2y2, 12x3y3;
д) 
a – b, a2 – b2, a + b, a(a – b)(a + b).

Мироновская Т.