Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №4/2010

Конспект урока с использованием технологии «Обучение в сотрудничестве»

Учиться вместе не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то вместе выполнять.
Что отличает обучение в малых группах по методике сотрудничества?
1. Взаимозависимость членов группы между собой, наряду с личной ответственностью каждого члена группы за свои успехи и успехи своих товарищей.
2. Особое внимание — социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы. Этому аспекту специально обучают, он обсуждается на уровне группы и всего класса.
3. Общая оценка работы группы складывается из оценки формы общения учащихся в группе наряду с академическими результатами работы. После совместной работы отводится специальное время для обсуждения вопроса, как ученики работали, помогая друг другу; они обсуждают свое поведение, что удалось, а что — нет, и намечают пути совершенствования своего сотрудничества.

Урок в 7-м классе проводился по теме «Квадрат разности двух выражений».

Ход урока

Организационный момент
Вступительное слово учителя. Сегодня вы работаете и индивидуально, и в группе. Главное — научиться самому и научить других. Мое пожелание записано на доске:

Если что-то непонятно,
Это очень неприятно.
Пусть тоска тебя не гложет,
Рядом друг, и он поможет.

Повторение
1. Исключите лишнее:
(B + 4)2; (x – 9)2; (y + 3)2; (7a + 5)2.
2. Прочитайте каждое выражение из первого задания. Какое задание вы еще не умеете выполнять? Прочитайте его еще раз. Сегодня на уроке вы научитесь возводить в квадрат разность двух выражений.
3. Прочитайте выражение при заданных a и b. (Учитель показывает лепесток ромашки.)

Работа в группах
Происходит раздача дидактического материала и маршрутных листов. Порядок работы в группах записан на доске.

1. Опрос по теории
Допишите на листе правую часть формулы.
1-я группа: (a + b)2 = ...
2-я группа: (x + y)2 = ...
3-я группа: (c + d)2 = ...
4-я группа: (a + x)2 = ...
От группы один человек показывает результат, читает правило и по формуле показывает все элементы правила. Отметки всей группе выставляются в маршрутный лист.

2. Групповая самостоятельная работа.
Заполните пропуски:
(x + 5)2 = ... + 10x + 25;
(y + 4)2 = ... + 8y + ...
(k + ...)2 = k2 + ... + 36;
(... + 5)2 = 4x2 + ... + ...
Для проверки группы меняются листами по цепочке. На доске — ключ (ответы) и критерии отметки. Отметка заносится в маршрутный лист всей группе.

3. Индивидуальная самостоятельная работа выполняется на листочках, в каждой группе четыре варианта.
Вариант 1: (a + 8)2; (4 + 5b)2; (c + 0,3)2.
Вариант 2: (9 + b)2; (3a + 7)2; (y + 0,4)2.
Вариант 3: (7 + x)2; (4y + 6)2; (0,6 + a)2.
Вариант 4: (10 + a)2; (2b + 8)2; (0,5 + x)2.
Листы сдаются учителю, отметки выставляются в маршрутный лист индивидуально.

Изучение нового материала

Работа с учебником (с. 153). Нужно сравнить новое правило — вычисление квадрата разности — со старым — вычисление квадрата суммы и найти отличие (два других слова). Обсудить, какие именно слова. Разница в правиле повлечет два изменения в формуле. Где именно? (Обсудить устно).
На листах в группе задание.
Выполните действие:

(x – 2y)2 = ...
(4 – y)2 = ...

(a – 9)2 = ...
(3m – x)2 = ...

Группы по очереди показывают классу свои листы, проговаривают правило и показывают его элементы по формуле.

Закрепление в группах
(метод «вертушка»)

1-й круг: № 859 (г–з).
2-й круг: № 859 (и, к), 862 (б, г).
Каждый ученик в группе выполняет один пример и объясняет его решение, остальные записывают. Контролирует консультант.

Игра «Мюнхаузены»
Каждая группа составляет соседям по одному примеру, по аналогии с рассмотренным на уроке, с двумя ошибками в ответе, учителю сдается дешифратор. Соседняя группа исправляет ошибки красным цветом и сдает учителю. Отметка общая.

Контроль
Индивидуальная самостоятельная работа. Отметки выставляет учитель.

Подведение итогов
Чему научились?
Оценки за урок по маршрутным листам. Награждение групп переходящими вымпелами по номинациям:
— самая быстрая группа;
— самая активная группа;
— самая эмоциональная группа;
— группа, соблюдающая правила работы в группе.

Мартынюк И.