Тема урока: «Решение систем уравнений второй степени»
Цель урока: закрепление, систематизация и обобщение знаний по теме.
Оборудование: текст теста, карточки для самостоятельной работы, таблица «Умения и навыки».
Ход урока
Повторение и проверка
домашнего задания
У доски 3 ученика решают домашнюю задачу тремя способами, с остальными учитель проводит фронтальный опрос по теме урока.
— Что является решением уравнения с двумя переменными?
— Что значит решить уравнение с двумя переменными?
— Что называется решением системы уравнений с двумя переменными?
— Какие способы решения систем уравнений мы изучили?
— Что называется графиком уравнения с двумя переменными?
Проверка домашнего задания: каждый ученик рассказывает свой алгоритм решения системы уравнений, подтверждая его примером из домашней работы. При этом все ученики класса заполняют таблицу «Умения и навыки при решении систем уравнений» (последний столбик не заполняют).
|
||||
Умения
и навыки |
Графический способ |
Способ подстановки |
Способ сложения
|
Какими умениями и навыками вы владеете «+» — владею хорошо, «–» — не владею, «?» — затрудняюсь ответить |
Построение графиков | ||||
Решение линейных уравнений | ||||
Решение квадратных уравнений | ||||
Нахождение координат точки на плоскости | ||||
Вычислительные навыки | ||||
Действия с многочленами | ||||
Применение формул сокращенного умножения |
Далее следует беседа по заполненной таблице.
— Какие умения и навыки необходимы для графического способа решения систем уравнений?
— Какие умения и навыки необходимы для способа подстановки?
— Какие умения и навыки необходимы для способа сложения?
Тест с самопроверкой
Вариант 1
1. Какая из перечисленных пар является решением системы уравнений
.
А. (1; 4).
Б. (4; 1).
В. (–1; 4).
Г. (–4; 1).
2. Из каких уравнений можно составить систему уравнений, решением которой будет пара чисел (1; 0)?
А. xy = 4.
Б. 5x + y = 8.
В. 4x + y = 4.
Г. x2 + y2 = 1.
3. Сколько решений имеет система уравнений
А. Одно.
Б. Два.
В. Три.
Г. Четыре.
4. Решение какой системы уравнений изображено на рисунке?
5. Решите систему уравнений
А. (2; 6).
Б. (6; 2).
В. (2; 6) и (6; 2).
Г. (–2; –6) и (–6; –2).
Вариант 2
1. Какая из перечисленных пар является решением системы уравнений
А. (3; 2).
Б. (2; 3).
В. (–3; 2).
Г. (–2; 3).
2. Из каких уравнений можно составить систему уравнений, решением которой будет пара чисел (0; 1)?
А. 5x – 4y = 3.
Б. 7x + 2y = 2.
В. x2 + y2 = 1.
Г. xy = 7.
3. Сколько решений имеет система уравнений
А. Одно.
Б. Два.
В. Три.
Г. Четыре.
4. Решение какой системы уравнений изображено на рисунке?
5. Решите систему уравнений
А. (2; 9).
Б. (9; 2).
В. (9; 2) и (2; 9).
Г. (–9; –2) и (–2; –9).
После окончания работы проводится самопроверка, ключ и оценочная таблица заранее написаны учителем на закрытой доске.
№ вопроса |
Варианты ответов |
|
вариант 1 |
вариант 2 |
|
1 |
Б |
А |
2 |
В, Г |
Б, В |
3 |
Б |
Б |
4 |
Б |
В |
5 |
В |
В |
Количество верновыполненных заданий |
Отметка |
5 |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
1-2 |
2 |
Далее работа в парах. Класс разбивается на пары «сильный-слабый».
Каждая пара получает карточку-помощник. Более слабый ученик рассказывает, как решать систему уравнений, а консультант, более сильный, корректирует его решение, если надо — рассказывает сам. Вторую половину карточки ученик решает самостоятельно с последующей проверкой консультантом.
Самостоятельная работа
Более слабые ученики работают по карточкам № 1 или № 2.
Остальные выполняют разноуровневую самостоятельную работу.
Решить систему уравнений.
Итог урока
Ученики заполняют последний столбик таблицы и сдают учителю.
Литература
1. Ершов А.П. и др. Математика: самостоятельные и контрольные работы. 9 класс.