Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №7/2010

Дифференцированный подход при объяснении нового материала

Урок занимает в деятельности учителя и учащихся основное и главное место. Он является также тем центром, который организует и объединяет все другие виды занятий. Эта форма организации учебного процесса существует уже более 300 лет. Она имеет свои достоинства, дает возможность для общения учащихся между собой, воспитывает у них такие нормы и привычки поведения, которые будут необходимы в будущей взрослой жизни. Но также имеет и ряд существенных недостатков. Главный из них состоит в том, что в основу этой формы занятий положен принцип одинаковости способностей обучающихся.
Пока будет существовать классно-урочная система занятий, в школе всегда будет актуальна дифференциация обучения. Реальностью, обуславливающей необходимость дифференцированного обучения, являются объективно существующие различия обучающихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Дифференциация обучения выражается в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, обучающиеся могут усваивать материал разными способами, на разных уровнях, приобретая при этом умение самостоятельно находить способы решения задач.
Дифференциация обучения является залогом предоставления каждому обучающемуся равно высокого шанса достичь высот культуры; залогом развития обучающихся с самыми разными способностями и направлениями интересов.
Сущность дифференциации состоит в поиске приемов и способов обучения, которые индивидуальными путями вели бы учащихся к достижению цели. Целью данной работы является поиск различных способов, которые смогли бы помочь учителю не оставить «за бортом» ученика, который по той или иной причине отстает по темпу обучения. И при всех навалившихся трудностях не скатиться до обучения «среднего ученика», так как при ориентации на среднего сильный ученик начинает работать «налегке», а слабый совсем отстает.
Я использую не только разноуровневые задания, но и различные способы обучения. К этим способам относятся: репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (эвристический); исследовательский.
Для себя выделяю четыре группы учащихся. Но это не группы постоянного состава: сегодня обучающийся может находиться в одной группе, а в следующий раз — в другой, в зависимости от его подготовки и эмоционального состояния на текущий момент.
1-я группа — обучающиеся с высоким темпом продвижения в обучении, которые могут самостоятельно находить решение измененных типовых или усложненных задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.
2-я группа — обучающиеся со средним темпом продвижения в обучении, которые могут находить решения измененных и усложненных задач, опираясь на указания учителя.
3-я группа — обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определенные затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложненных задач не проявляют.
4-я группа — неуспевающие обучающиеся, значительно отстающие в развитии от сверстников и имеющие существенные пробелы в знаниях.
Эти группы никак не выделяются учителем, обучающиеся даже не догадываются о них. Учитель выделяет их только для себя, и это важно.

Фрагмент урока математики в 6-м классе по теме «Решение уравнений»

Учитель предлагает записанную на доске устную работу для обучающихся. Задания подобраны так, что позволяют повторить материал, который будет использоваться при изучении новой темы.
1. Вычислите:
а) 127,15 + 14,12 – 127, 15;
б) –5 + 6 + 5 – 7 – 6.
2. Упростите выражение:
а) 2x – 7 – 2x;
б) 7b + 2a – 7b – 2a.
3. Решите уравнение:
а) x + 5 = 17;
б) 3x = 15;
в) 8x + x = 18;
г) 3x = 4 – x.

Статья опубликована при поддержке компании упаковочных систем. Упаковочные машины, паллетоупаковщики, паллетообмотчики, формовщики коробов, заклейщики коробов, горизонтальные упаковщики, этикетировочное, маркировочное и термоусадочное оборудование, стреппинг обордование, депаллетайзеры, паллетайзеры, конвейерные линии, стреппинг лента, запасные части к оборудованию, сервисное обслуживание и ремонт. Посмотреть полный каталог товаров, контакты и адрес в Москве Вы сможете на сайте, который располагается по адресу: http://www.packsyst.ru/.

Обучающиеся без особого труда справляются с предложенными заданиями, вслух проговаривая решения. Работа идет фронтально. Все задания выполнены, кроме последнего уравнения. Последнее уравнение учащиеся решить не могут. Заминка. Учитель обыгрывает ситуацию, предлагает посовещаться в парах, в группах. И, дождавшись, когда ученики поймут и выскажутся вслух, что решить не могут, предлагает им ответить на вопросы (могут быть заранее записаны на доске).
— Уравнение ли это?
— Какими свойствами обладает уравнение?
— Чем это уравнение отличается от других?
— Почему мы не можем решить это уравнение?
— Какие преобразования помогли бы привести уравнение к стандартному виду?
Учащиеся работают самостоятельно, затем совещаются в парах, в группах. Учитель все время наблюдает за работой, если возникает необходимость, отвечает на вопросы учащихся. Обсуждаются первые четыре вопроса. Ответ на последний вопрос учеников затрудняет больше всего. Поэтому на него дается дополнительное время. Наблюдая за работой ребят в группах, учитель выделяет тех, которые могут ответить на последний вопрос и понимают, в чем дело. Этим учащимся предлагается сесть отдельно и довести работу до конца. Остальные учащиеся открывают учебник и при помощи учебника отвечают на последний вопрос.
В учебнике объяснение ведется на похожем примере. Учащимся предлагается прочитать пункт учебника, ответить на последний вопрос и выделить способ решения уравнения. Ребята форму работы выбирают сами: кто работает индивидуально, кто в паре, кто в группе. Следующий этап — это ответы на вопрос, обсуждение. В процессе обсуждения в первую очередь обязательно заслушиваются учащиеся, которые работали без учебника. Итогом обсуждения должен стать способ решения уравнений и запись алгоритма решения в тетрадь. Затем один из успешных на этом уроке учащихся решает данное уравнение на доске с подробным объяснением для тех, кто все-таки не смог разобраться сам. Итак, на уроке были использованы три способа обучения: проблемное изложение, частично-поисковый, репродуктивный.
Такая работа, организуемая учителем, выглядит объективной в глазах учеников и поэтому не создает почвы для обид.
Предложенный способ является результативным, так как имеет то преимущество, что не оставляет ни одного ученика без работы, и каждому дается возможность попробовать себя во всех типах деятельности.
Проводя такие уроки, убедилась, что ученик, получив право и возможность выбирать способ усвоения учебного материала сам, учитывает свои способности.
К главным результатам дифференцированного обучения можно отнести: развитие интереса к математике; повышение мотивации на обучение; развитие самостоятельности в нахождении способов решения учебных задач.

Сотникова Н.