ЕГЭ по математике
До настоящего времени я воздерживался от суждений по проблеме «ЕГЭ по математике». Встав на курс, который можно назвать позитивным или конструктивным, и воспринимая ЕГЭ так же, как воспринимают природное явление (скажем, идет дождь), я сосредоточил свои усилия на помощи учителям и ученикам (изготовление зонта или непромокаемой одежды). Однако сейчас ситуация изменилась, и я хотел бы открыто сформулировать несколько своих мыслей.
1. Проведение ЕГЭ по математике оказывает негативное влияние на школу, по крайней мере, в следующих двух направлениях.
— Искажаются цели обучения математике в школе, зафиксированные в официальных документах (государственном стандарте). Эти цели многообразны, но ЕГЭ ориентирует учителя на реализацию лишь незначительной их части.
— ЕГЭ способствует социальному расслоению молодежи, поощряя неравноправие учащихся в поисках способа преодоления того барьера, который ставит ЕГЭ.
Главная опасность состоит в том, что отмеченные негативные стороны проведения ЕГЭ имеют явную тенденцию к их усилению, что может привести через несколько лет к необратимым последствиям.
2. Негативное влияние ЕГЭ на школу не может быть преодолено улучшением его содержания или поиском новых форм его организации.
Чтобы сохранить положительные стороны ЕГЭ и устранить или ослабить его негативное воздействие, достаточно выполнить следующие две акции.
— Сохранить ЕГЭ как инструмент регулирования путей дальнейшего образования выпускников средней школы (например, их зачисления в вузы).
— Вернуть школе ее прерогативу в оценке результата обучения своих учеников.
Первая акция, разумеется, сделает прохождение ЕГЭ по математике добровольным, но полезным и поощряемым.
Вторая акция предполагает государственное регулирование форм школьного контроля за результатами обучения и не исключает эпизодического внешнего мониторинга. Наиболее разумно вернуться к практике проведения в школе обязательного выпускного экзамена по математике. Если его проводить в устной форме, то, как и раньше, централизованно составляется и публикуется список теоретических вопросов, выносимых на экзамен («экзаменационные билеты»), в то время как составление практической части экзамена («задачи к билету») поручается учителю.
При фиксировании письменной формы проведения экзамена (что мне представляется менее желательным), не видно больших проблем в регулировании его содержания со стороны региональных методических служб.