Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №8/2010

Две игры для устной работы

Изменение подхода к итоговой аттестации влечет публикацию большого количества сборников для подготовки к ней, но все они содержат либо подборку работ, либо тематические подборки. Вместе с тем эффективность обобщающего повторения зависит от активности учащихся. Однообразность работы мотивации не создает, поэтому возникает вопрос: «Как организовать учебную деятельность, чтобы добиться активной работы учащихся в ходе повторения курса алгебры при подготовке к итоговой аттестации?» Естественно, нужно разнообразить формы работы.
Хочу предложить коллегам материалы для организации устной работы, нацеленной на закрепление вычислительных навыков и терминологии; повторение простейших алгоритмов; отработку перевода одних единиц измерения в другие. Эта работа может проводиться в форме тестов, игр, заданий с занимательным содержанием и пр. Рассмотрим несколько примеров дидактических игр для устной работы.

«Лото»

Ниже приводится образец карточки-ответа. Карточки упорядочиваются по ответам, записанным в нижнем поле. Результат выполненного задания — число, составленное из цифр в верхних полях. При этом ответ на поставленный вопрос у какого-то варианта может отсутствовать.

2 3 0 1 5 8 4 9 6 7
3 7 101 5 8 4 9 6 10 11

Вопросы
1. Номер члена арифметической прогрессии
аn = 7,2 – 1,5n, равного –1,8.                       [6]

2. Наибольшее целое решение неравенства
17 – 4x > –5 + 2x.                                          [3]

3. Корень уравнения
1,9 – 2(x + 1,4) = –5,1 – 1,4x.                        [7]
4. Ордината точки пересечения графика функции y = 15 – x2 и прямой x = 2.        [11]

5. Ордината вершины параболы
y = –2x2 + 8x – 3.                                            [5]

6. Абсцисса точки пересечения графика функции y = x2 –8x – 20 и оси Ох, лежащая правее 1.       [10]

7. Целое число, заключенное между и                 [9]

8. Такой может быть длина веревки, если на упаковке написано l = 100 ± 1 (м).             [101]

9. Прогрессия an = 3 + 12n содержит столько двузначных чисел.                      [8]

10. Приблизительный процент по вкладу, если на сумму 25 000 р. прибыль составила
1000 р.                                                            [4]
Ответ: 9237164058

«Своя игра»

Игра для урока подготовлена в электронном виде. Ниже приводятся материалы для ее проведения.

Вопросы по категориям

Единицы измерения

5. Заполните пропуски:
10000 см = ... км;
7800 мм = ... м;
32 м = ... км.

10. Заполните пропуски:
10 000 см2 = ... м2;
780 мм2 = ... см2;
3,2 см2 = ...дм2.

15. Заполните пропуски:
3600 мин = ... ч;
36000 с = ... ч;
40 мин = ... ч.

20. Заполните пропуски:
36 км/ч = … м/с;
6 м/с = … м/мин;
5 м/с = … км/ч.

Последовательности

5. В арифметической прогрессии
а1= –23, аn + 1 = аn + 3.
Найдите а6.
Ответ: а6= –8.

10. Какая из последовательностей является арифметической прогрессией?
1) an = 3n2;
2) an = 5 – 3n;
3) an = 2 + 3n.
Ответ: 2).

15. Какая из последовательностей является арифметической прогрессией:
1) последовательность квадратов натуральных чисел;
2) последовательность чисел, дающих при делении на 5 остаток 2;
3) последовательность натуральных степеней числа 3.
Ответ: 2).

20. Членом какой из последовательностей является число 29:
1) an = 3n2;
2) an = 5 – 3n;
3) an = 2 + 3n.
Ответ: 3).

Больше-меньше

5. Расположите в порядке возрастания:
3,04576; 3,04567; 3,05467; 3,04566.
Ответ: 3,04566; 3,04567; 3,04576; 3,05467.

10. Расположите в порядке возрастания:
–3,04576; –3,04567; –3,05467; –3,04566.
Ответ:
–3,05467; –3,04576; –3,04567; –3,04566.

15. Расположите в порядке возрастания:

Ответ:

20. Расположите в порядке возрастания:
Ответ:

Выражения

5. Разложите на множители квадратный трехчлен х2 – 5х + 6.
Ответ: (х – 2)(х – 3).

10. Заполните пропуск:
2 + 3х – 5 = (х – 1)(…).
Ответ: 2х + 5.

15. Укажите выражение тождественно равное данному: (2х – 7)(х + 3).
1) –(7 – 2х)(3– х);
2) (7 – 2х)(3 – х);
3) –(7 – 2х)(3 + х);
4) (2х – 7)(–3 – х).
Ответ: 3).

20. При каких значениях переменной выражение не имеет смысла?

Ответ: –2; 0; 2.

Акимова И.