Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №8/2010

Мобильные группы для подготовки девятиклассников к экзамену

В основе всей работы нашего методического объединения лежит командная работа, в которой осуществляется сознательное разделение труда, сотрудничество ради достижения общей цели — успешного прохождения всеми учащимися итоговой аттестации. Примером может служить создание мобильных групп, организованных для повторения пройденного материала за курс основной школы. Группы были сформированы из учащихся девятых классов, а вели их учителя, не работавшие в данной параллели. Учащимся была предоставлена свобода в выборе группы для посещения, что способствовало улучшению мотивации учащихся, повышению интереса к предмету. Исходя из опыта нашей работы, рекомендуем начинать работу с мобильными группами со второй четверти.
Работу в группе мы начали с того, что попытались ответить на вопрос: «Как готовиться к экзамену?» Подготовка учащегося к любому экзамену должна начинаться с вопросов к самому себе:
• Каково предназначение экзамена? (Только сдать и забыть, или желательно усвоить материал прочно, надолго?)
• Какой результат для меня желателен и какой приемлем? (Неразличение этих уровней приводит к повышенной нервозности.)
• Как соотносится приемлемый результат и нынешнее состояние знаний по предмету? (От этого зависит объем предстоящей работы.)
Следующий шаг — оценить уровень знаний по каждой теме; мы попросили учащихся дать оценку своим знаниям по пятибалльной шкале.
Учитель математики подготовил анализ по своему классу по следующему плану:
1. Контингент учащихся данного класса.
2. Затруднения учащихся (с указанием тем, может быть — ситуаций).
3. Потенциальные возможности, ресурсность (готовность к умственному труду, общая эрудиция, развитие речи, восприимчивость).
4. Преобладающее мышление (гибкость, самостоятельность, экономичность и пр.).
5.Темпы продвижения в обучении.
После обработки анкет учащихся и анализа, проведенного учителем, составляется план занятий группы.
Приведем пример организации подготовки по разделу «Преобразование выражений». Вводное занятие рассчитано на 2 часа. Данный раздел достаточно обширен и включает в себя много тем. Для начала школьникам предлагается ознакомиться с требованиями и узнать, на проверку каких знаний и умений направлены задания этого раздела. Затем учащиеся работают с пробным тематическим тестом, который позволит выявить уровень усвоения знаний, умений по данному разделу. Время работы с тестом определяют сами учащиеся (в рамках занятия), тест выполняется индивидуально. По окончании заданного времени приступаем к проверке заданий, в случае затруднения — рассматриваем у доски с подробными объяснениями. После проверки каждый школьник отвечает на вопрос, на какие вопросы темы ему следует обратить внимание, что получилось сразу (в тесте делаются пометки). Составляется план совместной работы по отдельным темам.
Одним из результатов такой работы стало то, что большинство ребят более уверенно отвечают на уроках, работают у доски, участвуют в дискуссиях, консультируют других учеников по отдельным вопросам. Изменилась также и роль учителя: он в большей степени стал выступать в качестве консультанта и организатора учебного процесса.

Копейкина И., Носач Е.