Слайды к уроку «Построение сечений тетраэдра»
Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными методами обучения могут помочь создать необходимый уровень качества, дифференциации и индивидуализации обучения.
Наиболее простой формой применения информационно-коммуникационных технологий на уроках является презентация.
В данном случае компьютер выполняет роль доски, учебника и дидактического пособия. Преимущество этой формы в том, что появляются большие возможности оформления информации: использование широкой цветовой гаммы, различного рода шрифтов и эффектов анимации; всегда можно вернуться к предыдущему слайду и повторить то или иное правило. Презентации можно применять на любом этапе урока: при проверке домашнего задания, изучении нового материала, проведении контроля и др.
Предлагаю вашему вниманию слайды, подготовленные к уроку по теме «Построение сечений тетраэдра».
На слайдах 1, 2 даны определения секущей плоскости и сечения тетраэдра. Их можно использовать для введения новых понятий и на этапе освоения в качестве опоры и подсказки.
Статья опубликована при поддержке фотостудии "Wild Cam Photography" в Москве. Различные виды фотосъёмок с профессиональным фотографом в студии и на природе - персональные фотосессии, фотосессии для беременных, для новорожденных, для мужчин, бизнес-портрет, семейные фотосессии, ню, актёрское портфолио и модельные тесты, love story, пленэр. Профессиональное студийное оборудование, яркие образы и идеи, флористы и визажисты высокого уровня. Портфолио, подробная информация о фотографе и предоставляемых услугах, запись на фотосессию на здесь: wildcam.ru/biznes-portret.
На этом этапе целесообразно требовать от учащихся устного рассказа о ходе построения с соответствующими обоснованиями. Если порядок построений ученика совпадает со схемой построения, предложенной на слайдах, то учитель может сопровождать его рассказ показом слайдов 4–7. В противном случае, можно попросить его или другого ученика прокомментировать построение, изображенное на слайдах. (В качестве дополнительного вопроса здесь же можно предложить найти периметр сечения, если точки М, N, K — середины ребер и каждое ребро равно а.)
В задаче 2 (слайд 8) нужно построить сечение тетраэдра через точки, которые лежат на ребрах, выходящих из другой вершины тетраэдра. Эту задачу можно предложить в слабо подготовленном классе, если нет уверенности в том, что предыдущий случай не вызвал затруднений. Здесь точки расположены так, что плоскость пересечет только одну видимую грань тетраэдра, поэтому не для всех учеников такое построение будет очевидным.
Один учащийся работает у доски, комментируя построения, представленные на слайдах 9–11, остальные работают в тетрадях.
Задачу 3 (слайд 12) можно предложить учащимся для самостоятельного решения, но большинство сможет дойти лишь до третьего шага (слайды 13, 14), так как в представленном случае расположения точек плоскость сечения пересекает не ребро, а его продолжение. Это новая для учащихся ситуация. Можно попробовать подвести их к ее разрешению наводящими вопросами или просто показать, как поступают в таких ситуациях (слайды 15–17). Решение учитель проводит по вопросам:
1. Какие точки необходимо соединить в первую очередь (слайды 13, 14)?
2. Прямая KN принадлежит плоскости ADC. Каково взаимное расположение плоскостей ADC и АВС?
3. Значит, все общие точки этих плоскостей принадлежат прямой АС. Как построить точку пересечения прямых АС и KN (слайд 15)?
4. Какова прямая пересечения секущей плоскости и плоскости АВС; секущей плоскости и плоскости ADB (слайд 16)?
5. Назовите искомое сечение (слайд 17).
Учащиеся записывают схему построения и одновременно строят сечение в тетрадях.
Задача 4 требует для ее решения применения признака параллельности прямой и плоскости (слайд 18). Учитель разбирает задачу вместе с учащимися и сопровождает беседу показом слайдов 19–22. Ученики выполняют построения в тетрадях (с записью схемы построения). В сильном классе эту задачу можно дать для самостоятельного решения.
Задачу 5 (слайд 23) учащиеся решают самостоятельно с последующей самопроверкой (слайд 24).
Итогом этого фрагмента урока может послужить обсуждение вопроса: Какое число сторон может иметь сечение тетраэдра?
Посмотреть слайды (файл в формате PDF)