Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Математика»Содержание №12/2010

Математический КВН

Ведущий. Ребята, сегодня мы собрались с вами для того, чтобы совершить увлекательное путешествие в страну Математика. В дороге нам потребуются смекалка и находчивость, юмор и сообразительность. И мы посмотрим, обладаете ли вы этими качествами. В результате различных алгебраических преобразований, геометрических построений, сложнейших вычислений с помощью новейшей компьютерной техники и, конечно же, с учетом расположения звезд нами были сформированы две команды. Сейчас они нам представятся.
(Представление команд.)
Итак, представление команд состоялось и мы можем отправиться в путешествие. А вот и первая стоянка со сказочным названием «Каменный цветок».

Конкурс «Каменный цветок»

Помните талантливого умельца мастера Данилу из сказки П. Бажова «Каменный цветок». Рассказывают на Урале, что Данила, будучи еще учеником, выточил два цветка, листья, стебли, лепестки которых разъединялись, а из образовавшихся частей можно было сложить пластину в форме круга. Попробуйте!


Между конкурсами для команд проводятся конкурсы для болельщиков.

Конкурс болельщиков «Фигурный рак»

Изображенный здесь фигурный рак сложен из 17 кусочков. Сложите из кусочков этого рака две фигуры: круг и квадрат.

Ведущий. Ну что, идем дальше? Раз-два и пришли к местечку «Сосчитайте».

Конкурс «Сосчитайте»

Проверим вашу геометрическую наблюдательность: сосчитайте, сколько треугольников в фигуре, изображенной на рисунке.

Конкурс болельщиков

Пока команды заняты столь серьезными подсчетами, давайте с вами проведем аукцион пословиц, поговорок, загадок, в которых есть числа, геометрические фигуры, то есть что-то связанное с математикой.
Ведущий. Я думаю, что в дальнейшем вы будете еще наблюдательнее. А теперь продолжим наш путь. И вот стоянка «Арифметика».

Конкурс «Арифметика»

В нашей стране первый учебник математики — «Арифметика» — был написан в 1703 го­ду Леонтием Филипповичем Магницким. Вот одна задача из этого учебника, которую решал и М.В. Ломоносов.
Отец привез в училище своего сына и спросил учителя:
— Скажи мне, сколько у тебя учеников?
Учитель ответил:
— Если учеников придет столько, сколько я уже имею, да еще пол столько, да еще четвертая часть, да еще твой сын, тогда у меня их будет сто.
Сколько же учеников было в училище?
[36 учеников.]

Дополнительное задание «Надо смекнуть»
В корзине лежит 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая получила по одному яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине?

Конкурс болельщиков
Итак, команды заняты. Не мешает и нам заняться «сложными» арифметическими задачами.
1. Летело 10 уток. Двух убили. Сколько осталось? [Две.]
2. Профессор ложится спать в 20 ч. Ставит будильник на 9 утра. Сколько часов проспит профессор? [Один час.]
3. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? [50]
4. Сколько орехов в пустом стакане? [0]
5. Сколько концов у четырех карандашей? А у четырех с половиной? [10]

Ведущий. Итак, задачу 300-летней давности решили, яблоки с горем пополам и с корзиной поделили и снова в дорогу. А в дороге, особенно если она математическая, встречается много трудностей. И вот уже слышен сигнал SOS — нас просят о помощи.

Конкурс «Сто»

Нужно при помощи любых арифметических действий составить число 100 из пяти единиц, а потом из пяти пятерок, причем из пяти пятерок 100 нужно составить двумя способами.

Конкурс болельщиков

А мы, ребята, давайте поиграем с огнем!
1. «Из трех — четыре». На столе лежит 3 спички. Не прибавляя ни одной, сделайте из трех – четыре. Ломать спички нельзя.
[III → IV]
2. «Исправьте ошибку». VI – IV = IX. Равенство, как видите, неверное. Переложите одну спичку так, чтобы оно стало верным.
[VI – IV = IX → VI + IV = X или V + IV = IX]
3. «Три да два — восемь». На столе лежит три спички; добавьте к ним еще две так, чтобы получилось восемь. Ломать спички нельзя.
[III → VIII]

Ведущий. Помощь оказана, и мы продолжаем свое путешествие. И после стольких трудных километров суши наконец-то вода.

Конкурс «Во время прилива»

Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей. У лестницы 10 ступенек; расстояние между ступеньками
30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Океан спокоен, но начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лестницы?

Конкурс болельщиков

Пока наши доблестные команды с честью отдыхают у вод океанских, давайте «Быстро, но осторожно» решим следующие задачи.
1. Угол в 1° рассматривают в лупу, дающую четырехкратное увеличение. Какой величины окажется угол?
[1°]
2. В семье семь братьев. У каждого брата по одной сестре. Сколько детей в семье?
[8]
3. В полдень из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но значительно медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Москвы?
4. Двое пошли — 5 грибов нашли.
Четверо следом пойдут —
Много ли найдут?

Ведущий. После отдыха на берегу океана не мешало бы и поразмяться. Давайте проведем эстафету, арифметическую конечно же.

Конкурс «Эстафета»

Участники каждой команды один за другим бегут к доске и пишут на ней в столбец четырехзначные числа (без нулей). Затем, когда все числа написаны капитаны команд бегут к доске и складывают все записанные числа.
Команда, закончившая подсчет первой и без ошибок, объявляется победителем.

Ведущий. После таких сложных физкультур-но-арифметических упражнений командам требуется отдых. Пусть теперь поработают болельщики. Пожалуйста, один человек к доске.

Конкурс болельщиков

В двух руках мел. Одной рукой рисовать окружность, а другой треугольник. Одновременно.

Конкурс «Поэтический»

«Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе» (Карл Вейерштрасс).
«Вдохновение нужно в геометрии, — писал А.С. Пушкин, — как и в поэзии».
И сейчас мы посмотрим, какие в вас скрываются поэтические таланты. Придумайте стихотворение, используя рифмы:

теорема — проблема;
уравнение— сравнение;
решение — сомнение;
задача — неудача.

Болельщики тоже могут попробовать написать свои стихотворения.

Ведущий. А сейчас вам представится прекрасная возможность побывать на двух уроках математики. Мы посетим урок прошлого и урок будущего. (Домашнее задание команд — инсценировки на предложенную тему: «Урок в прошлом» и «Урок в будущем».)

Итак, наше путешествие подошло к концу.
И, конечно же, победила дружба.

Вострикова В.