Пресс-конференция
Организационный момент
Учащиеся двух 6-х классов делятся на 4 команды, садятся за столы, на столах — визитка команд. Роль корреспондентов исполняют учащиеся старших классов, распорядитель пресс-конференции указывает издание, дает слово корреспонденту, корреспондент задает вопрос, оценивает ответ и заносит результат в таблицу, начерченную на доске.
Ход конференции
Учитель. Сегодня мы с вами проведем пресс-конференцию для представителей известных в нашей стране изданий газет и журналов, они хотят получить ответы на интересующие их вопросы из различных областей знания, которым вы овладели за период обучения в школе, и проверить уровень вашей эрудиции. Результаты ответов будут заноситься в таблицу, по окончании пресс-конференции мы определим рейтинг математической эрудиции класса.
Корреспондент журнала «Досуг». Предлагаю вашему вниманию математический кроссворд.
1. Число, которое делят на данное число.
2. Произведение одинаковых множителей.
3. Представление числа в виде произведения простых множителей. 4. Правило, позволяющее определить, делится ли одно число без остатка на другое, не выполняя самого деления. 5. Натуральное число, на которое делится данное число без остатка. 6. Число, не относящееся ни к простым, ни к составным. 7. Натуральное число, имеющее только два делителя: единицу и само это число.
8. Наименьшее простое число. 9. Результат деления. 10. Число, нацело делящееся на любое другое число. 11. Натуральное число, которое делится на данное число без остатка. 12. Что мешает получить «круглый» результат при делении натуральных чисел, если они некратные? 13. Натуральное число, имеющее более двух делителей.
Ответ: 1. Делимое. 2. Степень. 3. Разложение. 4. Признак. 5. Делитель. 6. Единица. 7. Простое. 8. Два. 9. Частное. 10. Ноль. 11. Кратное. 12. Остаток. 13. Составное.
Команды получают кроссворд, решают его в течение 5 минут. Команда, решившая раньше, останавливает соревнование. Корреспондент собирает решения, оценивает и объявляет результат по количеству верных ответов.
Корреспондент журнала «Квант». Один из респондентов журнала сообщил о своем открытии, и просит его опубликовать. Он считает, что открыл новый способ сокращения дробей, который гораздо проще способа, изучаемого в школе, и утверждает, что его легко понять и использовать. Например, чтобы сократить дробь
нужно в числителе и в знаменателе зачеркнуть одинаковую цифру 6, и получится дробь
Аналогично:
и т.д. Быстро, удобно, просто! Однако редакция журнала считает, что прежде, чем напечатать предложенный способ сокращения дробей, нужно проконсультироваться со знающими людьми. Как вы считаете, можно ли этот способ считать открытием в математике?
Команды обсуждают вопрос, устно дают обоснованный ответ, выводы в письменном виде сдаются корреспонденту, который оценивает и заносит результат в таблицу.
Корреспондент журнала «Вокруг света».
Помогите юным географам из клуба «Планета» решить задачи.
1. Река Печора имеет длину 1810 км. Какой длины будет изображение этой реки на карте, масштаб которой 1 : 25 000 000? [7,2 см]
2. Стая птиц, улетая на зимовку в Африку, из Сибири через Европу, пролетела 15 600 км. При этом путь по Азии и Европе составил 10 900 км, по Европе и Африке — 9 600 км. Сколько километров пролетели птицы по Азии, Европе и Африке в отдельности?
[По Азии — 6000 км,
по Европе — 4900 км,
по Африке — 4700 км.]
Корреспондент зачитывает задачи, команды решают, решение в письменном виде подают корреспонденту, он оценивает решение и заносит результаты в таблицу.
Корреспондент журнала «Веселые картинки». В редакцию пришло письмо от Незнайки, которому в школе задали решить следующую задачу: «Катя купила в магазине яйца и положила их в небольшую корзиночку. По дороге домой она сообразила, что количество купленных яиц делится на 2, 3, 5, 10 и на 15. Сколько яиц купила Катя? Незнайка поднял руку первым и, когда его спросили, гордо ответил, что эта задача не имеет решения, так как, чтобы найти число яиц, нужно перемножить числа 2, 3, 5, 10 и 15, получится 4500 яиц. Разве можно столько яиц поместить в одной корзиночке? [30]
Согласны ли вы с его решением, если нет, объясните, в чем ошибка, предложите верное решение.
Ответ подается в письменном виде корреспонденту.
Корреспондент газеты «Тайна». Межпланетная станция, запущенная для изучения планеты Марс, произвела фотосъемку его поверхности, побывала на ней, взяла пробу грунта и вернулась на землю. Вместе с пробами ученые обнаружили кусок твердого сплава с таинственными письменами, которые, по их мнению, содержат какое-то послание. Наш журнал поместил их изображения на своих страницах, и читатели хотят знать, что они обозначают. Прошу вас ответить на вопросы читателей.
ПШЬОПЕШИС — ЙЮДЛЕ ШЕСАМЬШИН.
[Поспешишь — людей насмешишь.]
ИДНО АЗ ХЕВС, ВЕС ЗА ОГОДНО;
[Один за всех, все за одного.]
КОМСАВ ЕН СУЗАР ЛИСТАСОРЬ;
[Москва не сразу строилась.]
ДЕБУТ НЕДЬ — ТУДЕБ ИЩАП;
[Будет день – будет пища.]
МАЫД БЗЕ НОГЯ ЕН ТЫБЕАВ.
[Дыма без огня не бывает.]
Команды получают анаграммы (ребусы), решают их в течение 5 минут, сдают решение корреспонденту в письменном виде, он заносит итоги в таблицу.
Корреспондент журнала «Тайная сила».
1. Что за предмет, который незаменим в архитектуре и строительстве и о котором известный писатель Юрий Олеша, автор «Трех толстяков», писал: «В бархате лежит, плотно сжав ноги, холодный и сверкающий. У него тяжелая голова. Я намереваюсь поднять его, он неожиданно раскрывается и производит укол в руку». Этот геометрический инструмент, согласно римскому поэту Овидию (I в.), был изобретен в Древней Греции.
[Циркуль.]
2. О каком приспособлении для счета идет речь? Принимается только один ответ от команды, причем цена ответа разная.
(6 баллов) Благодаря этому появилась позиционная система счисления.
Пауза. Ждем ответ команд, если ответа нет, задается следующий вопрос и т.д. При этом ответ принимается корреспондентом в письменном виде, а команда прекращает участие в конкурсе.
(5 баллов) Для его использования не нужны батарейки.
(4 балла) Прост в обращении.
(3 балла) Всегда перед глазами.
(2 балла) Без этого трудно первокласснику.
(1 балл) Пять братьев в одном чулане живут.
[Пальцы.]
Корреспондент журнала «Коммерсант».
1. Разъясните, пожалуйста, следующую ситуацию. Математик, оказавшись случайно в небольшом городе и желая как-то убить время, решил подстричься. В городе было лишь два мастера. Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер неряшливо одет и небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец был безукоризненно одет и пострижен. Поразмыслив, математик отправился стричься к первому мастеру. Не могли бы вы объяснить причину столь странного, на первый взгляд, поведения математика?
[Поскольку в городе лишь два парикмахера, каждый вынужден стричься у другого. Математик выбрал того мастера, который лучше подстриг своего конкурента.]
2. Чтобы сохранить продукты питания на долгое время, люди замораживали или вялили их. Технологию консервирования предложил француз Николя Аппер. В каком году это произошло, если известно следующее:
— число это четырехзначное, кратное 10;
— первая и третья цифры не являются ни простыми, ни составными числами;
— вторая и третья цифры образуют число, кратное 9.
[1810]
Корреспондент журнала «В мире рекламы». Сделайте рекламу для учащихся нашей школы, которая призывала бы их учить, любить и уважать математику. Реклама «Математику уже затем изучать следует, что она...»
Команды получают альбомные листы, карандаши, фломастеры, цветную бумагу, ножницы, клей и делают рекламный плакат.
Корреспондент газеты «Вести ЗОЖ». Существует такое высказывание: «семь пядей во лбу». Покажите лоб, в котором 7 пядей.
[Такого лба нет. Пядь — это расстояние между концами растянутых большого и указательного пальцев, то есть примерно 16 см. Имеем: 7
∙ 16 = 112 см. Ну и лоб!]
Учитель. Наша пресс-конференция завершилась. Корреспонденты журналов получили исчерпывающие ответы учащихся и подводят итоги, отчет о результатах пресс-конференции можно будет найти на страницах школьной газеты.